В 1957 году в Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором впервые в Советском Союзе публично экспонируются работы современных западных художников. После четверти века отсутствия альтернативы доктрине соцреализма художники получают импульс для поиска новых языков искусства. Отправной точкой движения в сторону от реалистического метода становится абстракция. Перед нонконформистами открывается множество возможностей выстраивания своих собственных художественных концепций. Юрий Злотников, оперируя скупым набором линий и точек, использовал язык геометрической абстракции для исследования психофизиологических моторных реакций человека в серии работ «Сигнальная система». Борис Турецкий рассматривал отношения пространства и формы, ритмические построения и цвет как инструмент анализа материи. Участники Лианозовской группы — Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий, Николай Вечтомов — обращаются к возможностям абстрактного экспрессионизма для выражения своего мистико-религиозного опыта. В творчестве современных художников обращение к беспредметности часто связано с анализом культурных и социальных кодов: выставочных пространств у Владимира Логутова, наследия авангарда в объектах Анатолия Осмоловского или городской среды в работах «МишМаш». Маршрут охватывает более чем полувековой период развития абстрактного искусства в нашей стране и объединяет работы неофициальных советских художников с произведениями современных российских авторов, обращающихся к языкам беспредметного искусства.