Существовать в современном искусстве – это не только мыслить или быть мыслимым. Маршрут объединяет художников, чьи работы становятся исследованиями различных способов существования: между человеком и животным, живым и неживым, физическим и метафизическим, экзистенцией и эссенцией.
Для классического и реалистического искусства эссенция или сущность – неизменное внутреннее содержание объектов и субъектов. Например, в портрете сущность человека – это то типическое, что видит в нем художник (например, принадлежность к профессии или классу, черты характера, достойные увековечивания). Понимание сущности, выраженное в общих формах или определениях, это то, что сегодня называется идентичностью.
Существа Марлена Шпиндлера похожи на символы «Промграфики», но эти символы не имеют какого-то утвержденного значения. Существа обозначают себя через геометрию собственных тел, как иногда люди обозначают себя при помощи уникальных татуировок. Система таких индивидуальных знаков, куда каждый может добавить свой, представляет собой общество. Проблема соединения абстрактного и конкретного, общего и частного встречается также в работах Ростана Тавасиева. Тела его зверей соединяются с художественными абстракциями: зайцы – с чистыми цветами радуги, соответствующими семи нотам, плюшевые звери из «Икеи» – с пространством холста и цветными линиями. Несмотря на общие цвета и формы игрушек, они не являются идентичными – каждая оставляет уникальный след.
Людмила Баронина использует в качестве основы своего произведения литературный фрагмент, в котором один из героев придумывает новых существ – Шоколадов. На протяжении тысячелетий человечество приписывало всему живому и неживому сущности, чтобы установить свою власть над миром: над другими людьми при помощи расовой теории, над природой при помощи разделения разумного-неразумного и живого-неживого. В экологичном сознании нет четких границ между людьми, живой и неживой природой. В работах Петра Кирюши контур гриба продолжает контур человеческого тела и наоборот. В серии «Хидеоизм» МишМаш в биоморфных кучах мусора стирается хрупкая грань между живым и неживым.
Искусство, ориентированное на процесс, а не на результат – один из способов мыслить не сущности, но существование. Производство образа становится бесконечной игрой. Работа Екатерины Егоровой позволяет пересобрать собственное тело художницы. В других ее видео она перевоплощается в родственников и одноклассников: всякий человек – уже племя. Осознание того, что человек может быть каким угодно, сближает его с другими людьми. Проект «Тупорылая» Яна Тамковича-Фриске – это изображение, которое также может быть кем угодно и потому объединяет собою общество.
Маршрут ведет от абстрактности экзистенции и сущностей, к разнообразию переходящих друг в друга способов существования в мире и в обществе.