«Двадцать один длинный, один короткий» — название произведения группы МишМаш, одного из ключевых для этой выставки. Приняв этот «шифр» за единицу измерения времени, мы обнаружим, что именно такой отрезок отделяет нас от начала нулевых. 2000-м годом завершается экспозиция Музея Бориса Ельцина, и эта выставка, объединяющая произведения российского современного искусства, созданные в последние двадцать с небольшим лет, символически продолжает начатый в Музее разговор.
Для большинства участников этой выставки начало 2000-х годов стало временем вступления на арт-сцену. Чувствовать сильную инерцию, постоянно сверяясь с крепко сидящими в сознании моделями прошлого, и одновременно воспринимать себя частью нового мира — эта особенность людей «последнего советского, первого постсоветского» поколения, к которому принадлежит значительная часть художников, узнается и в их практике. Блуждание между этими полюсами вызвало к жизни особую чувствительность ко времени и его цикличности, а также осознание фатального искажения памяти, неизбежно возникающего с каждым новым витком.
Двадцать с небольшим лет в некоторых странах мира считается возрастом совершеннолетия, а согласно одной из теорий — интервалом, разделяющим представителей разных поколений. Так или иначе, это важный рубеж, знаменующий завершение очередного этапа. Возможно, пришло время остановиться, понаблюдать за действительностью и зафиксировать мельчайшие изменения среды как свои собственные, чтобы снова обрести голос.