юрий злотников
1930–2016
Один из первых советских художников послевоенного периода, исследующих язык абстракции. Живописец, график, автор статей по теории искусства. В 1943–1950 годах учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств СССР. В это же время занимался в скульптурной студии при Музее-мастерской А. С. Голубкиной и посещал изостудию Дома пионеров Бауманского района. С 1951 по 1959 год работал художником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, занимался оформлением экспозиций. С 1954 по 1956 год проходил стажировку в Большом театре в качестве художника-декоратора. Сотрудничал с издательством «Молодая гвардия», работал над художественным оформлением журналов «Вокруг света», «Советская женщина», «Работница» и др. Занимался промышленным дизайном, создавал концепции оформления заводских помещений. В 1960–1980 годах был руководителем изостудии в Доме пионеров Фрунзенского района Москвы. В 1974 году вступил в Союз художников СССР. В 1987 году стал одним из основателей объединения «Художник и современность». Жил и работал в Москве.

Вся творческая биография Юрия Злотникова безоговорочно отдана исследованию возможностей изобразительного искусства, ставшего для художника универсальным методом познания мира. Злотников, имея пытливый ум, на протяжении всей жизни ставил перед собой вопросы, ответы на которые лежат в плоскости точных наук, философии, религии, и искусство становилось неизменным инструментом в поиске ответов на них. Не получив высшего художественного образования, Злотников прошел этап своего художественного становления, выпавший на середину 1950-х годов, в дружеском кругу единомышленников, в который входили Владимир Слепян, Олег Прокофьев и Борис Турецкий. Художники, знакомые с европейским и американским современным искусством по публикациям в иностранных журналах и каталогах, а позже — по проводившимся в конце 1950-х годов в Москве выставкам современного западного искусства, активно экспериментировали с языками абстракции, отдаляясь на максимально возможное расстояние от соцреалистической доктрины. В поле зрения Злотникова попадет и «живопись действия» Джексона Поллока, и неопластицизм Пита Мондриана, и живопись французских постимпрессионистов, и русский авангард: эти системы, «открывшиеся» художнику практически одновременно, позволили ему с легкостью оперировать составляющими их элементами.
В это же время Злотников, под влиянием Владимира Слепяна, учившегося на математическом факультете, увлекается математикой. «Наши разговоры строились так: он предлагал некую математическую формулу, и мы начинали обсуждать ее совершенно поэтически, философски», — писал Злотников о первом погружении в эту науку. Далее последуют посещение лекций И. Гельфанда по математической логике, увлечение кибернетикой, знакомство с психофизиологом Н. Бернштейном и сотрудниками лаборатории Боткинской больницы, которые занимались изучением электрокардиограмм. Этот опыт, по словам художника, привел его к осознанию: «то, что было кем-то продумано и просчитано можно выстроить в стройную систему. Мучительно таинственной казалась возможность исследовать мир логически и математически». Совместные с Владимиром Слепяном опыты «сеансов одновременной живописи» (художники одновременно рисовали на разных сторонах полупрозрачного полотна) заставили Злотникова задуматься о природе психо-физиологических моторных реакций человека. Живопись и графика стали для художника идеальным материалом для их исследования: статичное произведение, оперирующее знаками, ритмом, цветом и комбинаторикой композиционных построений, в отличие от временных видов искусства, воспринимается зрителем как замкнутая система, в которой наглядно отражены не только результат, но и процесс его создания. Этот процесс имеет непосредственную связь с «первоисточником» художественного жеста — чувственными, тактильными переживаниями автора.
Своей первой абстрактной работой Злотников называет «Счетчик Гейгера» (1955). В этот период художник работал над оформлением выставки Института электросварки им. Патона в Павильоне электрификации и механизации ВДНХ, и «Счетчик Гейгера» стал попыткой языком беспредметного искусства отразить физические процессы. В это же время, в 1955–1956 годах, Злотников приступает к разработке своей программной темы — графической серии «Сигнальная система». Создание этой серии сопровождалось большой теоретической подготовкой: Злотников подробно изложил суть своей художественной системы, проявив себя как ученый, исследующий механику взаимодействия художника, изображения и зрителя.
Начиная с 1965 года в творчестве художника обнаружится интерес к метафизике, который повлечет за собой расширение тематического репертуара художника: темы отношений человека и толпы, пространства, времени, религии найдут воплощение в многочисленных графических циклах и живописных композициях. В отдельных случаях художник обращался к языку фигуративного искусства, однако за этим всегда следовало возвращение к беспредметности, что сделало художника одним из самых последовательных приверженцев абстракции в истории русского современного искусства.
Фото: Игорь Пальмин
Текст: Галина Шубина
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
работы в коллекции
Error get alias