римма заневская-сапгир
1930–2021
Живописец, график, поэт. В 1944–1945 училась в художественном училище при киностудии «Мосфильм». Принадлежала к поэтическому кругу Лианозовской группы — неформальному объединению художников и поэтов конца 1950–1960-х годов, сложившемуся вокруг художника Евгения Кропивницкого. После знакомства со Львом Нусбергом в 1961 году сближается с содружеством художников-кинетистов и начинает экспериментировать с языком геометрической абстракции. В 1964 году Заневская становится участницей группы «Движение» (продолжит работать в группе до 1966 года). Как в составе группы, так и после выхода из нее принимала участие в важнейших для истории советского неофициального искусства выставках: «На пути к синтезу искусств» (Москва, 1964), «Выставка кинетического искусства» в Доме культуры Института атомной энергии им. И. В. Курчатова (Москва, 1966), 1-й осенний просмотр работ на открытом воздухе (Бульдозерная выставка, Москва, 1974), 2-й осенний просмотр работ на открытом воздухе (Лесопарк Измайлово, Москва, 1974), Выставка произведений московских художников (Павильон «Дома культуры», ВДНХ, Москва, 1975). Жила и работала в Москве.

Период увлечения Риммы Заневской беспредметным искусством занимает чуть более десяти лет. Значительная часть ее абстрактных композиций была создана во время работы в составе группы художников-кинетистов «Движение». Полем собственных экспериментов в области определения формы воплощения центральной для кинетов идеи движения для Заневской стали язык геометрической абстракции, авторская версия которой построена на оперировании приемами оп-арта, использующего контрасты цвета и повторяющиеся геометрические конструкции для создания иллюзии динамического изображения. Выбрав предельно лаконичный язык сближенных цветов и крупных ясных форм, Заневская активно использует контраст почти монохромного решения с резкими черными контурами и заливками и эффекты смещений симметричных структур, создающих иллюзию подвижной, вибрирующей материи. В середине 1970-х годов творчество Риммы Заневской сменит свой вектор в сторону от «другого искусства», и абстракция останется замкнутым периодом деятельности художницы.
Фото: Римма Заневская
Текст: Галина Шубина
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ КОМПОЗИЦИЯ
работы в коллекции
Error get alias