давид Тер-оганьян
р. 1981
Давид Тер-Оганьян — современный художник, автор живописных и графических работ, объектов, мультимедийных проектов, участник акций и перформансов. Родился в 1981 году в Ростове-на-Дону в семье художника Авдея Тер-Оганьяна. С 1997 по 1999 год был участником проекта Авдея Тер-Оганьяна «Школа современного искусства» и Внеправительственной Контрольной комиссии Анатолия Осмоловского. С 1998 по 2005 год — член общества Радек (вместе с Петром Быстровым, Алексеем Булдаковым, Максимом Каракуловым, Александром Корнеевым, Павлом Микитенко, Андреем Сергиевым и Валерием Чтаком). Лауреат премии в области современного искусства «Черный квадрат» (2004, серия «Операция»). Лауреат Henkel Art.Award (2011; Вена, Австрия). Участник крупных международных выставочных проектов, в том числе — Manifesta 4 (2001; Франкфурт-на-Майне, Германия) и 10-й Стамбульской биеннале (2007; Стамбул, Турция).

Давид Тер-Оганьян, чье профессиональное взросление прошло в окружении художников галереи в Трехпрудном переулке, одним из организаторов которой был его отец, Авдей Тер-Оганьян, оказался в эпицентре зарождающегося левого движения в актуальном художественном процессе 1990-х годов. Как член общества художников и активистов Радек Давид Тер-Оганьян принял участие в знаменитой акции Анатолия Осмоловского 1998 года «Баррикада», за которой последовал ряд перформансов группы — «Демонстрация» (2000), «Голодовка без выдвижения требований» (2003) и многие другие. Молодежная протестная стратегия группы, репрезентующей сюжеты «революционной борьбы», была показательно направлена на выстраивание связей внутри художественного сообщества, в противоположность московским акционистам начала 1990-х годов. Практика радикального жеста, часто остающегося в русле эстетической игры, к моменту фактического завершения деятельности группы Радек в 2002 году привела Тер-Оганьяна к концептуалистским экспериментам с образностью авангарда и модернистской эстетикой, сочетающихся со злободневными сюжетами. Препарирующие арсенал выразительных средств супрематизма серии «Операция» (2004) и «Черная геометрия» (2009), отсылающий к триптиху Александра Родченко «Красный, желтый, синий» проект «Набор цветов» (2006) и созданная в соавторстве с Александрой Галкиной «Банда» (2010) напоминают о радикальности манифестов первого русского авангарда, возвращая геометрической абстракции, ставшей языком посвященных, ее «бунтарскую сущность». Одновременно художник развивает практику быстрого фигуративного рисунка: зафиксированные в набросках черной тушью или фломастером лица, массовые сцены или драматические происшествия становятся не только способом документации изменяющейся реальности, но и материалом для последующей работы с другими медиа.
Фото: Давид Тер-Оганьян
Текст: Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias