ян тамкович-фриске
р. 1992
Современный художник, также известный под псевдонимом «Индивидуальный Предприниматель». Как вспоминает сам Ян Тамкович: «Занятия искусством начались практически со встречи с Анатолием Осмоловским в метро. Прочитав его интервью в «Афише», мне стало любопытно… И когда я узнал его в вагоне, стал расспрашивать об искусстве». Окончил Школу Родченко. В 2014 году создал ряд надгробий живым художникам и деятелям искусства. В 2015 году работал над серией фотографий, посвященных недавно умершим знаменитостям. В том же году начал общаться с Яном Тамковичем (ныне Яном Гинзбургом). Как вспоминает куратор Михаил Климин: «Тамкович стал писать Индивидуальному Предпринимателю и настаивать на том, что только он сможет научить его делать истинное искусство. В ходе переписки, длившейся несколько месяцев, Тамкович <…> похвалился своим авторитетом в художественной среде и связями с любителями и собирателями искусства уровня "коллекции Газпрома". Подыгрывая педагогической модели своего собеседника, ИП отвечал ему, что хочет стать настоящим художником, таким же, как и сам Ян Тамкович. Последний тогда, видимо, не воспринял всерьез эти слова и думал, что молодой неопытный автор, которого он планировал использовать в своих целях и чьи рисунки хотел заполучить, просто пошутил». В том же году на Винзаводе произошло первое столкновение художников — ИП выстрелил из водяного пистолета прямо в рот Яну Тамковичу. После этого он начинает буквально копировать внешний вид Тамковича (характерный комбинезон, свитер и бейсболку): в частности, в образе Тамковича он пришел на выставку «Ура! Скульптура!» с требованием повесить свои работы в экспозицию. Индивидуальный Предприниматель вызывает недоумение художественного сообщества и почти полностью сливается с личностью Яна Тамковича. После ряда «институциональных признаний», в 2016 году ИП меняет имя в паспорте на Яна Тамковича-Фриске, завершив процесс присвоения личности другого автора, вынужденного позже взять псевдоним Гинзбург.

Ян Тамкович-Фриске — художник, сделавший ставку на ничто в своей консервативной критике художественного сообщества. Основным методом его критики является перформативная деконструкция идентичности, собственной и чужой, в искусстве и в жизни. Первое творческое имя художника, Индивидуальный Предприниматель, отмечает коммерческий характер деятельности художника в рамках свободного рынка. Предприниматель из всего извлекает выгоду, художник же из всего может создавать произведения искусства. Художественный метод становится тем же, что и брендирование в маркетинге. Работы с надгробиями различных современных российских художников — это ироничное воплощение их личного бренда. Личный бренд для большинства художников часто становится едва ли не единственным методом самоидентификации, превращаясь в прижизненный памятник самому себе. Яном Тамковичем художник стал, присвоив себе имя и фамилию другого художника. Последнему пришлось даже отказаться от них, чтобы избежать бюрократической путаницы. Имя — основа идентичности в художественном сообществе. Изменив имя и фамилию в паспорте на Яна Тамковича-Фриске (вторая часть фамилии взята художником сразу после смерти певицы Жанны Фриске), художник превращает процесс идентификации в перформанс. Отказываясь от социально-приемлемых форм идентификации, Тамкович-Фриске стремится к свободе, в том числе и творческой. Любое определение «я» — это лишь легкий способ контроля со стороны общества, паспорт — способ контроля со стороны государства. Многие акции художника связаны с изобличением желания контроля среди представителей художественного сообщества. Проект «Тупорылая» — это искусство, которое может быть всем, чем угодно. Если «Тупорылая» может быть чем угодно — она может быть всеми нами, а все мы — ею. Она и подобное ей невыразмое есть то настоящее общество, а не набор идентичностей. В одинокой борьбе против мира, против искусства и против здравого смысла Тамкович-Фриске одерживает победу над самим собой. За всеми образами художника скрывается неопределимое «я», которое может быть кем угодно. Только такое «я» способно создавать искусство, которое обладает свободой быть каким угодно. Так создается что-то из ничего, искусство художника или статья о нем.
Фото: Ян Тамкович-Фриске
Текст: Александр Журавлев
работы в коллекции
Error get alias