МАРЛЕН ШПИНДЛЕР
1931-2003
Советский и российский художник. Родился в Киргизии. В 1941 году с семьей переехал в Москву. В 1951 году окончил художественную школу при Мосфильме, после чего продолжил обучение в различных изостудиях, где среди его наставников был Элий Белютин, а также участник группы «Бубновый валет» Александр Куприн. С 1951 по 1954 год художник проходил военную службу, однако, его стремление рисовать, в том числе участвовать в росписи Успенского собора во Владимире, привело к тому, что полгода службы он провел под стражей. C 1960 года Марлен Шпиндлер вместе с художником Михаилом Шварцманом работал оформителем на государственном Комбинате графики, занимаясь разработкой товарных знаков, плакатных серий, эмблем и логотипов. Именно там он изобрел свой уникальный знак-подпись: букву «Ш» с тремя поперечными перекладинами, образующими три креста. В это же время начал создавать свои первые абстрактные композиции и почти сразу участвовать в неофициальных выставках. В 1958 году совместно с Дмитрием Плавинским и Владимиром Вейсбергом участвовал в 4-ой выставке произведений молодых художников. В 1975 году работы художника экспонировались на выставке в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ. Особым драматизмом отмечен период с 1967 по 1989 год, когда художник был трижды арестован — в это время появляется серия зарисовок, изображающих быт заключенных и лагерные пейзажи. Только с началом перестройки художник вышел на свободу и получил право жить с семьей в Москве. В 1996 году в Государственной Третьяковской галерее прошла прижизненная ретроспективная выставка Марлена Шпиндлера. После перенесенного в 1997 году инсульта потерял возможность писать картины. Последние годы жизни провел в поселке Красково Московской области.

Марлен Шпиндлер работал с полуабстрактными композициями, в отдельных элементах которых легко считывался их фигуративный прообраз. Считая себя учеником Андрея Рублева, большое значение художник уделял изучению древнерусских фресок и икон. Часто в его произведениях можно обнаружить религиозные символы: крест и круг, лики и лица. Работа на Комбинате графики повлияла на геометризированную знаково-графическую систему в живописи художника, в сакрализированное пространство которой автор переносил вполне утилитарные знаки советской промграфики 1960-х. Особая экспрессивность и раздробленность в работах Шпиндлера связана со стремлением выразить и зафиксировать травматический опыт противостояния советскому обществу. В выборе технических средств художник был неприхотлив, периодически используя в качестве живописного полотна клеенку, дерматин и самостоятельно изготавливая темперу по иконописной технологии. В создании своих работ он руководствовался принципом написания «на лету, чтобы все выходило чисто, без труда», чем и обусловлена экспрессивная, свободная манера живописи.
Фото: Nadja Brykina Foundation
Текст: Екатерина Литвинова
работы в коллекции
Error get alias