игорь шелковский
р. 1937
Художник, скульптор, издатель. Родился в Оренбурге. В 1959 году окончил театральное отделение Московского училища памяти 1905 года. В 1960-е годы занимался реставрацией фресок и икон в Новгороде и Москве. В 1963 году проводит первую импровизированную выставку в кафе «Синяя птица». В 1969 году в Доме творчества имени Кардовского в Переславле-Залесском знакомится с Борисом Орловым и Дмитрием Приговым. Именно там Шелковский пробует создать первый скульптурный объект — обнаженную фигуру. Вдохновившись творчеством китайского художника Ци Байши, Шелковский начинает конструировать из деревянных реек вазы с цветами и букеты. Приобретя собственную мастерскую в Просвирином переулке, рядом со Сретенским бульваром, художник смог свободно заниматься скульптурой. В 1971 году он сосредотачивается на создании скульптурных композиций, сперва из некрашеного дерева: «…Меня тогда интересовала фактура дерева. Сейчас-то я уже крашу это все. А тогда… Желтое, очень хорошо старящееся дерево. Я его еще воском пропитывал. И оно со временем становится желто-коричневым. Меня удовлетворяло это, такая фактура». В 1976 году Игорь Шелковский эмигрирует во Францию. Вскоре он приступает к изданию ставшего впоследствии легендарным журнала «А-Я», будучи одновременно его редактором, корректором, наборщиком и дизайнером. Журнал был посвящен современному неофициальному искусству, литературе и философии. Благодаря этому журналу западный зритель смог познакомиться с творчеством советских нонконформистов. Примечательно, что Шелковский принципиально не публиковал в издании своих собственных работ. В 1990 году художник принял участие в выставке «Другое искусство. Москва 1956-1976». В 2013 году в московском Мультимедиа Арт Музее прошла первая в России ретроспективная выставка Игоря Шелковского.

«Мне интересно работать в разных жанрах, техниках, в каждой я ищу сути их возможностей: в живописи — это цвет, фактура, в скульптуре — объем, пространство, в графике — линия, пятно и так далее… В скульптуре меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет. С одной стороны, такой прием изображения предметов, фигур позволяет приблизиться к реализму почти бытового свойства, с другой — он дает возможность превращать предметы в символ, образ, равный почти дорожному знаку, краткий и понятный всем, как лаконичная формула… В живописи я применял точки, пунктир вместо сплошной линии, так как мне казалось, что такая прерывность активизирует глаз, дает ему возможность поблуждать в поисках целого, самому организовать его» (Игорь Шелковский).
Фото: Игорь Пальмин
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О ВРЕМЕНАХ ДНЯ
работы в коллекции
Error get alias