роман сакин
р. 1976
Российский современный художник. Родился в Курске. В 1997 году окончил Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова. Продолжил обучение на кафедре монументально-декоративной скульптуры Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. В 2009 году был номинирован на премию Кандинского в номинации «Проект года» с кинетическим объектом «Лес», в 2012 году — с проектом «Мастер 3-го разряда». В 2020 году в  Stella Art Foundation прошла персональная выставка Сакина «Измерительные системы». В 2020 и 2021 годах «Управляемые скульптуры» художника экспонировались на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в Санкт-Петербургском Манеже и Государственной Третьяковской галерее. В 2022 году участвовал в фестивале «Архстояние», где показал проект «Санаторий сна». В 2022 году на выставке «Вещь. Пространство. Человек» в Государственной Третьяковской галерее была показана инсталляция «Точка вращения — я», которая позже стала частью коллекции музея.

Художественные проекты Романа Сакина соединяют долгую историю практик совершенствования души и тела с современным искусством и наукой. Такое сочетание лежит в основе куроспатии — созданной художником науки о психологии восприятия пространства человеком. Инсталляции Сакина преобразуют окружающее пространство в прибор для изучения себя и гармонизации отношений с окружающим миром. Они следуют за преобразующей силой искусства, проявляющей себя в храмовой архитектуре, возвышающей человеческий дух, или в «белом кубе», превращающем любой помещенный внутрь предмет в искусство. В этих случаях роль искусства похожа на роль «философского камня» в алхимии, которая заключается в том, чтобы инициировать процесс совершенствования и очищения. Управляемые скульптуры Сакина предлагают способ гармонизации собственной психики с помощью внешних устройств. Достигая гармоничной композиции элементов снаружи, управляющий скульптурой достигает гармонии внутренней. В большинстве работ языком гармонии является геометрия, известная в этом качестве еще с Античности. Главный парадокс, заботивший мыслителей, засвидетельствовавших ее рождение как науки, заключался в том, что геометрические вычисления не исходят из опыта, а опыт не может служить их подтверждением. Геометрия так же, как и красота связана не столько с материальным миром, сколько с миром форм и идей (эйдосов), приблизиться к которым можно благодаря разуму, которому науки и искусства служат подспорьем в погружении в самого себя. Работы Сакина позволяют каждому почувствовать себя геометром — найти меру в себе, истину в гармонии и искусство в чем угодно, например, при помощи «Карманной галереи».
Фото: архив коллекции Антона Козлова
Текст: Александр Журавлев
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
ОБ УПРАВЛЯЕМОЙ СКУЛЬПТУРЕ №1
работы в коллекции
Error get alias