ЛЕВ РУБИНШТЕЙН
1947-2023
Поэт, журналист, литературный критик, общественный деятель. Родился в 1947 году в Москве. В 1971 году окончил Московский государственный заочный педагогический институт (филологический факультет). Первые литературные опыты Рубинштейна относятся к концу 1960-х годов. С конца 1970-х годов произведения поэта публикуются за границей, с середины 1980-х годов в Советском Союзе («Все дальше и дальше» (1995), «Домашнее музицирование» (2000), «Словарный запас» (2008), «Четыре текста из Большой картотеки» (2011), «Целый год. Мой календарь» (2018), «Кладбище с вайфаем» (2020) и другие). С 1991 года член Союза российских писателей. С 1995 по 2015 год работал в изданиях «Коммерсант», «Итоги», «Еженедельный журнал». Лауреат премии «Андрея Белого» (1999), обладатель литературной премии «НОС» (2012, книга «Знаки внимания»). Живет и работает в Москве.

Поэт Лев Рубинштейн — одна из главных фигур современной русской литературы. Свои первые литературные произведения Рубинштейн создает в конце 1960-х годов, тогда же происходит сближение с поэтами и художниками московского концептуалистского круга, оказавшим большое влияние на сложение его стилистики. К середине 1970-х годов в работе Рубинштейна складывается уникальная форма художественно-поэтического высказывания в форме текста, написанного или напечатанного на библиотечных карточках. Карточки Рубинштейна стали неотъемлемой частью практик московского концептуализма, сделавшей работу с текстом одним из определяющих направлений, наряду с альбомами Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова, стихограммами Дмитрия Пригова и опытами визуальной поэзии Андрея Монастырского. Говоря о концептуализме как об одной из составляющих своего поэтического метода, Рубинштейн отмечает: «Задача нынешнего художника — переосмысливать, переназывать. И назвать важнее, чем сделать. В известной степени это номинативное искусство». Согласуясь с это задачей, Рубинштейн выявляет структурные составляющие текста: ими могут быть короткая фраза из разговорной речи, литературный штамп, канцеляризм или языковая формула. Помещенные на отдельных карточках обособленные фразы лишаются связи с первоначальным контекстом и вместе с тем — привычного восприятия, обретая новую смысловую наполненность и неожиданное эмоциональное звучание. Выбранное им визуальное воплощение поэтических строк Рубинштейн считает равным по значимости самому тексту: процесс заполнения карточки, чтение текста перед зрителями уподобляется перформативному действу с заданной автором временной протяженностью, особым ритмом перебирания карточек и расстановкой пауз, влияющих на восприятие текста. Такая сплавленность формы и содержания неизбежно приводит к утрате важной составляющей при публикации в книге или журнале: как и многие поэты и художники неофициального круга, Рубинштейн, по его собственному признанию, не предполагал, что его произведения будут изданы, и задумывал карточки как уникальное «издание» в единственном экземпляре.
Фото: Семен Файбисович. «Поэт Лев Рубинштейн». Из цикла «Московский метрополитен». 1987
Текст: Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias