михаил рогинский
1931-2004
Родился в Москве. В 1946-1950 годах учился в Московском городском художественном училище на Чудовке, где его преподавателем был Михаил Перуцкий, оказавший на художника большое влияние. В 1950 году продолжил обучение в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» на отделении сценографии. В 1951 году был призван в армию и направлен на Кольский полуостров, где прослужил до 1953 года. В 1954 году устроился на работу художником драматического театра в Северодвинске (Архангельская область). С 1955 по 1960 год продолжил театрально-оформительскую деятельность в различных театрах СССР. В 1963 году прошла первая выставка Рогинского в Москве в Центральном доме актера Всероссийского театрального общества, где он показал эскизы декораций спектаклей. Уже в них он отразил особый интерес к вещественному миру, позволяя бытовым предметам быть полноправным участником действия. Окончательный разрыв с театром произошел, когда Михаил Перуцкий, узнав про работу Рогинского в театре, с сожалением воскликнул: «А какие надежды подавал». Именно это событие сподвигло художника вернуться к занятиям живописью. В это время сосредоточился на «портретировании» бытовых предметов в условиях советского товарного дефицита: примусов, спичек, овощей и плиток. В 1965 году Рогинский создает свое знаковое произведение — «Красную дверь». В 1975 году в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ прошла первая групповая выставка, на которой были показаны работы Рогинского-живописца. В 1978 году Рогинский эмигрировал в Париж. В 1980 году художник начинает серию «Интерьеры» — написанные в серо-розовой гамме виды комнат, заставленные различными предметами, своего рода лиричные воспоминания о коммунальном быте. В 1985 году в Париже проходит первая персональная выставка Рогинского. К этому периоду относится и серия «полок» — экспериментальных полуабстрактных многоцветных композиций. Вскоре они сменились написанными по памяти лиричными московскими пейзажами. В 1990 году художник начинает работать с коллажем из гофрокартона. Покрывая его промышленной краской глицерофталиком, он создает полуабстрактные рельефы, воспроизводящие предметы интерьера или доски почета. В 1993 году Рогинский приезжает в Москву и принимает участие в вставке в Центральном доме художника «Предшественники русского поп‑арта. Рогинский, Турецкий, Чернышов», где впервые в России были масштабно представлены работы автора. В 2002 году прошла персональная выставка Михаила Рогинского в Государственной Третьяковской галерее. В 2004 году, как писали в некрологах, «умер последний великий русский живописец».

Михаил Рогинский воспроизводил советскую действительность не дистанционно, но предельно погруженно, правдиво и с большой любовью. Большую часть жизни он  написал Москву по памяти: либо находясь в эмиграции, либо вернувшись в 1993 году в уже несуществующую страну. Работая с позднебрежневским вариантом соцреализма, Рогинский модернизировал его заимствованиями из импрессионизма и символизма. Он создал своеобразный изобразительный язык, в котором сочетались приблизительность эскизной проработки мотива, сдержанные и сильно разбеленные цвета, статичность фигур, погруженных в бездействие, ступор, задумчивость, уныние, и мелкотемье, лишенное идеологического пафоса. Мир, который демонстрировал этот вариант соцреализма, был условен и практически лишен примет советского быта. Рогинский же пересказал ими знакомые сценки партсобраний, магазинных очередей, коммунальных застолий и прочих легко узнаваемых советских реалий. Таким образом, советская реальность брежневского времени была передана ей же созданным языком. Поэтому картины Рогинского смотрятся столь же органично, как длинные документы ушедшей советской эпохи. Заурядные, на первый взгляд, сцены жизни москвичей, коммунальный быт, предметы обихода — воспевались и поэтизировались автором. «Раушенберг сказал: "Живопись — это нечто среднее между искусством и жизнью. В этом промежутке я и работаю". А я бы сказал, что живопись — вместо жизни. Или, другими словами, живопись — это нарисованная жизнь. Я не хочу знать, откуда что появилось. Я просто рисую — вот стоят люди, вот они говорят, едут куда-то», — писал Михаил Рогинский.
Фото: Игорь Пальмин
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ ГОЛУБОЕ ЗЕРКАЛО
работы в коллекции
Error get alias