александр повзнер
р. 1976
Современный российский художник, скульптор, художник паблик-арт объектов. Родился в Москве в семье художников; сын художника Льва Повзнера. С 1993 по 1997 учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, факультет скульптуры. В 1999 году окончил МГХИ им. Сурикова, факультет скульптуры. В 2009 году окончил Институт проблем современного искусства. В 2010 году был куратором проекта «Интимный капитал» в  рамках Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». В 2014 году представил проект «Не Музей», в рамках параллельной программы «Манифеста 10», Санкт-Петербург. В 2015 году в рамках 6-й Московской биеннале показал проект «Нет времени». В 2016 году прошла персональная выставка «Дураки» в Музей Вадима Сидура, Москва. В 2017 году художник принял участие в Триеннале современного российского искусства в Музее современного искусства ГАРАЖ. В 2020 году принял участие в выставке «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина» в Государственной Третьяковской галерее.

Творчество Александра Повзнера — это размышление о скульптуре в различных медиумах — гипсе, бронзе, рисунках на бумаге. Почти вся история человечества скульптура была связана с поддержкой власти, светской или религиозной. Советская скульптурная традиция воспроизводила и укрепляла государственную идеологию. Художники соц-арта иронизировали над официальной скульптурой, но по-настоящему деполитизировать ее стало, возможно, уже в демократической России. Вместо единственного понимания скульптуры и ее назначения, свойственного прежним эпохам, художник практически в каждой работе задается вопросом: «Что такое скульптура?». Повзнер деконструирует не только пластический язык скульптуры, но и ее назначение, причем деконструкция, подобно игре в кубики, не имеет определенной конечной цели. В раннем концептуализме Кабакова возникает концепция «плохой вещи» как продолжение несовершенного советского быта. Несовершенство Кабаков и другие художники, увидевшие в нем потенциал, обратили против политической системы и производимого ею понимания искусства. Несовершенство скульптуры Повзнера — это намеренное избегание товарного вида, предполагающее, что в скульптуре можно увидеть нечто большее, чем товар. Скульптура теряет свои фетишистские свойства, дистанцируясь и от «большого искусства», и от рыночного, примером чего может служить серия «Вещи» — недостаточно геометричная, чтобы быть продолжением кинетизма, и недостаточно дорого выглядящая, чтобы стать товаром. Скульптуре в современном обществе больше не требуется выражать общие ценности понятным всем языком. Эту роль теперь играет унифицированное массовое производство. Массовому производству противостоит единичное кустарное производство — брелоки, сувениры, зажигалки и тому подобное. С точки зрения художественного языка — это идиолекты, которые исследует и использует Повзнер. В античности слово «ἴδιος», от которого происходит «идиолект», обозначало «собственный», «личный» или «отличный». От этого же слова происходит «ἰδιώτης» — в Древней Греции так называли граждан, живших в отрыве от политической жизни общества. В скульптурах из серии «Дураки» идиолектичность художественного языка свергает скульптуру с пьедестала, позволяя широкому кругу людей ассоциировать себя с персонажами. Широкий круг людей — это те, кто оказались не по своей воле исключены из политической жизни страны, из бенефициаров свободного рынка, из современного искусства. Выпадение из общественной жизни имеет положительную сторону. Это может быть отказ от соучастия во зле, если общество не стремится к благу, как в случае князя Мышкина, или освобождение от чрезмерного внутреннего контроля, навязываемого обществом как у героев фильма Фон Триера или от дестабилизации бюрократической машины в случае бравого солдата Швейка. Скульптуры Повзнера оборачивают отрыв от политически и экономически приемлемого искусства в орудие эмансипации. В повороте к частному, в невозможности стать ни товаром, ни пропагандой и есть возвращение скульптуры к по-настоящему народной политике и искусству.
Фото: Александр Мурашкин
Текст: Александр Журавлев
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О СЕРИИ ВЕЩИ
работы в коллекции
Error get alias