Одна из важнейших фигур в истории советского неофициального искусства, представитель круга московских концептуалистов. Живописец, график, иллюстратор, автор объектов, писатель. Родился в Москве. В 1951-1957 годах учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина. В 1962 году окончил художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Во время учебы в институте начинает сотрудничать с издательством общества «Знание», создает иллюстрации к научно-популярной литературе. В 1964 году начинает работать в издательстве «Детская литература». За почти двадцать лет работы художником были созданы иллюстрации к сказкам Ганса Христиана Андерсена и Антония Погорельского, стихам Генриха Сапгира, Овсея Дриза и Ирины Пивоваровой. С 1968 по 1979 год работал над иллюстрациями для журналов «Мурзилка», с 1969 года — для «Веселых картинок» (Пивоваров также является автором логотипа журнала). Благодаря главному художнику издательства «Знание», Юрию Нолеву-Соболеву, знакомится с Ильей Кабаковым, Юло Соостером и сближается с кругом московского неофициального искусства. К 1967 году в творчестве Пивоварова складывается собственный тип станкового концептуального произведения. В середине 1970-х годов, одновременно с Ильей Кабаковым, Пивоваров разрабатывает тип концептуального альбома. Автор книг «Влюбленный агент» (2001), «Серые тетради» (2002), «О любви слова и изображения» (2004). После эмиграции в 1982 году живет и работает в Праге, Чехия.
Имя художника Виктора Пивоварова в истории русского концептуального искусства
стало определяющим для формирования своеобразия местной ветви этого международного направления. Употребление эпитета «романтический», которым с подачи исследователя Бориса Гройса часто наделяют московскую версию концептуализма, становится более наглядным именно в приближении к работам Пивоварова. Доверительная интонация автора, обращение к его личному опыту и выстраивание повествования в форме диалога с невидимым собеседником отличает работы Пивоварова от других его коллег по концептуалистскому цеху: как от дистанцирования от зрителя Ильи Кабакова, скрывающегося за целым рядом персонажей, так и от изощренной интеллектуальной риторики Андрея Монастырского. Практически не изменяя на протяжении всего творческого пути традиционной технике (графике и живописи), Пивоваров делает полем своего эксперимента исследование видовых и стилистических границ изобразительного искусства. Так, в середине 1970-х годов Пивоваров, одновременно с Ильей Кабаковым, становится изобретателем уникальной формы художественного высказывания — концептуального альбома, сочетавшего характеристики станкового графического произведения и литературного текста («Лицо», «Слезы», оба — 1975). В этот же период в творчестве Виктора Пивоварова складывается тип «открытой картины» — авторский опыт внедрения живописи в круг актуальных концептуалистских практик. «Открытая картина» заимствует приемы и материалы у нехудожественных источников, например, информационных стендов, предупреждающих о риске возникновения пожара или опасности пребывания на железнодорожных путях. Собственно «живописное» — цвет, иллюзорность, разнообразие фактур — сводится на нет: вместо холста используется планшет из оргалита, вместо масляных красок — эмаль, фрагменты изображения наносятся через трафарет. Картина перестает быть «окном в мир» — «…концептуальная картина, которая воспользовалась эстетическими свойствами стенда, таким образом обращена не вовнутрь себя, а вовне, к другим картинам, а также к вещам и проблемам, к картине прямого отношения не имеющим» (В. Пивоваров. О любви слова и изображения. М., 2004. С. 51). Живописные композиции «Синие очки безумного милиционера» (1970), «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Ах!» (все — 1971) и циклы «Проекты для одинокого человека» (1975), «Семь разговоров» (1976), «Время РОЗЫ» (1988) демонстрируют сложившийся характер его художественного языка, впитавшего в себя образный репертуар и специфические композиционные решения сюрреализма и метафоричность концептуалистского высказывания, легко налаживающего внутренние связи с многочисленными явлениями мировой истории искусства — от русского авангарда до искусства Возрождения. Несмотря на то, что с 1982 года художник живет и работает в Праге, его творчество во многом сохранило теснейшую связь с контекстом неофициальной московской художественной жизни предшествующего периода, к которой он обращается как к уникальному культурному явлению.