перцы
совместно 1985-1999
Группа была создана в 1985 году Олегом Петренко и Людмилой Скрипкиной. Познакомившись в Одессе в середине 1980-х художники переезжают в Москву, где обосновываются в сквоте в Фурманном переулке. Тогда же в творчестве группы начинают появляться таблицы. Первой подобной работой можно считать сделанную зимой 1986-1987 года на съемной даче в Немчиновке под Москвой модель периодической таблицы Д. И. Менделеева из крашенных спичечных коробков. В том же году художники участвовали в первой выставке Клуба авангардистов «Творческая атмосфера и художественный процесс». В 1990 году приняли участие в 5-й выставке Клуба авангардистов «Шизокитай». В 1991 году в Нью-Йоркской галерее Рональда Фельдмана прошла первая персональная выставка художников «The Peppers». Имея огромный успех, она была показана в том же году в Пуэрто-Рико и Питтсбурге. В 1995 году совместно с Александром Петрелли основали галерею «Пальто» и принимали участие в деятельности галереи вплоть до 1998 года. В 1999 году художественный и семейный союз распался. Олег Петренко продолжил работать над индивидуальными художественными проектами, в том числе и таблицами. В 2014 году Олег Петренко (Перец) скончался после продолжительной болезни.

«Работы „Перцев“ обычно связывают с поздним, одесским „изводом“ московского концептуализма или смутно отличимого от него соц-арта. Что стилистически, наверное, справедливо. Однако в ракурсе товарно-исторического искусствоведения зачастую редуцируется сущностная интенция дела — та самая, что превращает художественный объект в эстетическое событие „здесь и сейчас“, а не в локальный вариант какого-нибудь -изма… Перцевские табличные линии, графы — расходящиеся, проваливающиеся в какие-то дыры, в сливы рукомойников, днища корзин, банок, кастрюль — являлись одновременно линиями их бегства, ухода, странствия. Готовность жертвовать неизменностью места, всеми этими исправительными колониями локуса, топоса, основания, готовность менять их с предельной скоростью ради неизменности самого продолжения. У них не было фигуры коммунального автора-персонажа (как у Кабакова), соц-артовских экивоков остроумия или дистанцированного экономического вуайеризма (как в „нео-гео“). Вместо этого лишь перескок от одной таблицы к другой, падение в бездонный, изматывающий прием, прихватывая туда за собой все эти дурацкие пи-мезоны, арифметические выкладки и цвета гинекологических белей, дабы они дробились в таблицах, проваливались в свою „популярную“ никчемность и не мешали нам жить» (Юрий Лейдерман).
Фото: Jamey Gambrell
Текст: Екатерина Литвинова, Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias