Российский современный художник. Родилась в Москве, в возрасте 13 лет вместе с родителями переехала в США. В 2000 году окончила Нью-Йоркский университет Cooper Union for the Advance of Science and Art со степенью бакалавра искусств. В 2004 году состоялась первая персональная выставка в Государственном Центре современного искусства. В 2005 Александра Паперно стала участницей Пражской биеннале современного искусства. В 2015 году была выбрана экспертным советом ярмарки современного искусства Cosmoscow «Художником года». В 2017 году участвовала в 4-й Уральской индустриальной биеннале. В настоящее время живет и работает в Москве и Коломне.
Александра Паперно работает с памятью и культурным наследием, критически осмысляя историю современности. В ранних работах художница обращается к своим фотографиям в детстве. Изображения показывают ее у мольберта, в моменты ее профессионального становления. Художественные образовательные учреждения — место, где власть формирует субъект, его вкусы, его понимание искусства. Художественное образование — диспозитив власти, складывавшийся на протяжении веков, в частности из книг и учебных постановок, фигурирующих в «Уроке рисования». Советская модель мироздания заключалась в разных, иногда противоречащих друг другу формах — от проектирования типовой застройки до дизайна мебели, от уроков живописи и до разметки территорий на глобусе. Одна форма наслаивается на другие, личный опыт пересекается с коллективным, далекое прошлое с недавним, как красочные слои в работах художницы. Среди этого шума человек прорисовывает контуры исторических нарративов, личной судьбы, как когда-то отдельные звезды были объединены в созвездия. В разное время количество созвездий отличалось. Работы Паперно об отмененных созвездиях демонстрируют условность даже научных знаний. Все, что учат в школе, также может быть условным. Невозможно установить, какое значение имеют факты истории, например, функционирование прежних институтов власти, в образовании современного субъекта. Нет одной истории, которая, с точки рассмотрения причинно-следственных связей, объясняла бы, как мы оказались в мире, в котором мы живем сейчас. Живопись Паперно не исходит из какой-либо Истории, а выстраивает созвездия частного и коллективного опыта. Человек окружен руинами огромных исторических нарративов, включивших в себя прошлое, настоящее и будущее. Отсутствие ясного представления о будущем порождает ощущение саспенса. История перестала быть судьбой. Руина — это форма открытой истории, предполагающая возможность существования разных нарративов. Разрушенные церкви в картинах художников-романтиков — это возможность новой веры. Жизнь на обломках больших исторических нарративов — это и свобода, и ощущение шаткости собственного положения, поскольку никто теперь не берется с уверенностью утверждать, что будет завтра, и что нужно делать сейчас. Это момент, когда прошлое закончилось, а будущее еще не наступило. Будущее, которое предполагали исчезнувшие исторические нарративы, больше не требует нашей заботы, а, значит, мы можем направить эту заботу на себя и на тех, кто нас сейчас окружает.