пахом
р. 1966
Российский современный художник, актер, музыкант, сценарист. Родился в Москве. В 1981 году окончил Краснопресненскую художественную школу. В 1985 году завершил обучение в Московском художественно-промышленном училище имени Калинина, где увлекся иконописью. С 1984-1985 годов начал участвовать в квартирных выставках. В это же время начал создавать свои первые «лубочные досточки», которые были написаны в технике классической иконописи (темперой на деревянной основе). Широкую медийную известность художник приобрел благодаря вышедшему в 1999 году андеграундному фильму «Зеленый слоник», снятому Светланой Басковой на любительскую видеокамеру. Цитаты Пахома, исполнившего роль «Поехавшего», получили отдельную жизнь и стали использоваться в мемах и народном творчестве: «Братишка я тебе покушать принес», «Сладкий хлеб», «Какой самый известный самолет на тихоокеанском театре военных действий?». В 2012 году состоялась персональная выставка художника «Сергей Пахомов. Altare». В 2015–2019 годах принял участие в телешоу «Битва экстрасенсов», «Человек-невидимка», «Сверхъестественный отбор», «Последний герой». Пахом концептуализирует синтез роли художника и медиаперсоны: «Я имею несколько генеральных линий и миллиард побочных. И одна из моих генеральных линий в последние годы — это соединение медиа и искусства. Потому что искусство — это вещь личностная, вещь рефлекторная, вещь, наполненная критическим сознанием, а медиа — это тело, которое является молохом, является бездушным и тело, которое является бестелесным, естественно. То есть, заполняет нас и проникает в нас». В 2019 году в галерее «Перелетный кабак» прошла персональная выставка художника «Пахом. Хрясь... И готово!». В настоящее время живет и работает в Москве.

Сергей Пахомов не просто интегрирует своего эпатажного героя в искусство — он создает темпоральный перформанс, который выходит за пределы конвенциональной российской художественной сферы, в которой медийность и музейность традиционно находились на разных полюсах. Его на первый взгляд бесконтрольные и хаотичные образы и поступки тесно сплетаются в канву многогранного художественного высказывания. Существуя в рамках концептуального персонажа, автор не оставляет зрителям внятных трактовок или иных вербализированных комментариев. Сама выбранная роль юродивого, экстрасенса или шоумена не позволяет с должной серьезностью воспринимать авторский проект, но позволяет говорить о безграничной флюидности образов. Отказ от всякой полемики и теоретизирования при активной интеграции публики, широкого народного признания и тиражируемости могут характеризовать автора как мем. Этому тезису может отвечать и вовлеченность Пахома в интернет и медиа-среду, подобно тому, как мемы тяготеют к саморепликации и распространению, а также десакрализации понятия элитарности. Художник размывает границы между искусством и медиа, высвобождая проект от заумной художественной полемики.
Фото: архив коллекции Антона Козлова
Текст: Екатерина Литвинова
работы в коллекции
Error get alias