АНТОН ОЛЬШВАНГ
р. 1965
График, фотограф, автор объектов и инсталляций. Родился в 1965 году в Москве. Учился в школе-студии МХАТ (1982-1988 гг., постановочное отделение) и в Открытой Академии изящных искусств в Амстердаме (1994–1998 гг.). С 1987 по 1991 год работал в мастерских художественного сквота в Фурманном переулке. В 1989 году вступил в Московский горком художников-графиков. Принимает участие в выставках с 1988 года: «А. Ольшванг, О. Чернышева» (1993, Музей Кино, Москва; 1994, Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия), «Полиэфиры» (1994, Русский музей, Санкт-Петербург; галерея «1.0», Москва), «Родственные связи» (совместно с Ольгой Чернышевой, 1999, «Moscow Fine Art», Москва), «МАНИФЕСТА-3» (2000, Moderna galeria, Любляна, Словения), «Слой 99/9» (2011, Третьяковская галерея). Живет и работает в Москве и в Амстердаме.

В противоположность многим коллегам, вступившим на художественную сцену немного ранее, в конце 1970-х годов, и выбравшим в качестве своей стратегии ироническую рефлексию на тему советской идеологии, Антон Ольшванг обратился к концепции «индивидуальных мифологий», позволившей ему создавать собственные миры практически в безграничном пространстве видов и жанров современного искусства. Первые опыты Антона Ольшванга в области актуальных художественных практик относятся к периоду его пребывания в сквоте в Фурманном переулке, к которому он присоединился в 1988 году: на тот момент в сквоте уже работали Фарид Богдалов, Константин Звездочетов, Юрий Альберт, Вадим Захаров, Андрей Филиппов, Ольга Чернышева и другие. Перемещение по этажам и квартирам брошенного жильцами расселенного дома художник сравнивал с путешествием. «Трофеями» этого путешествия стали случайно оставленные в пустовавших квартирах вещи — из этих найденных объектов были созданы первые произведения художника. Объектом исследования Ольшванга становятся предметы, связанные с некой ушедшей цивилизацией, которую сама цивилизация отторгла и не признает родственной. Особое значение приобретают предметы, которые сам художник называет «оговорками» промышленного производства (отработанные печатные матрицы, отходы производства пластиковых или металлических изделий, неиспользованные изделия, брак и т.п.). Уже не подлежащий контролю и не соответствующий стандарту материал, обретая иной контекст, создает картину обратной стороны невидимой цивилизации, которая оказывается сложнее и многозначнее своей «официальной версии». В инсталляции «У изделия» (1990), ставшей творческим манифестом художника, магическое пространство, напоминающее неоязыческое святилище, образовано более чем прозаическими средствами — отходами металлолитейного производства. Обладая безусловным пластическим чувством, Ольшванг принципиально дистанцируется от материала, манипулируя им «на расстоянии» и показательно усложняя свой инструментарий. Так, экспериментируя с фотографией, он использует технику амбротипии или работает с камерой для аэрофотографии (серия «Аэрокосмическая съемка», 1995), а гравировку портретов на предметах мебели, напоминающих изображения на надгробных памятниках, из знаменитой серии «Полиэфиры» (1994) поручает специалистам, каждый раз оставаясь на позиции исследователя мастерски сконструированной им реальности.
Фото: Василий Прудников
Текст: Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias