Художник, автор видеоработ, музыкант, теоретик искусства, педагог. В 1973–1975 годах учился в Техникуме химической промышленности (отделение технологии лаков и красок). В это же время посещал занятия клуба юных искусствоведов при Русском музее. В 1977 году стал руководителем группы «Летопись», сформировавшейся вокруг художника Бориса Кошелелохова и существовавшей до 1981 года. В 1980 году совместно с Олегом Котельниковым становится основателем галереи «АССА» в коммунальной квартире на улице Воинова (существовала до 1987 года). В 1981 году вступил в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) — официальную творческую организацию, существовавшую до 1991 года. В 1982 году стал организатором группы «Новые художники», в которую вошли Георгий Гурьянов, Иван Сотников, Олег Котельников, Сергей Бугаев (Африка), Евгений Юфит, Андрей Медведев, Инал Савченков, Андрей Крисанов, Олег Маслов, Олег Зайка, Виктор Цой и другие. С 1982 года сотрудничал с коллективом Сергея Курехина «Поп-механика». В 1985–1986 годах основал «Новую Академию Всеческих Искусств» (с 1989 года — «Новая Академия Изящных Искусств»). В 1987 году принимал участие в съемках фильма Сергея Соловьева «АССА» как художник и актер. В разные годы выступал организатором выставок, в том числе «Ренессанс и Сопротивление» (Русский музей, 1994), «Новые позитивные процессы» (Русский музей, 1996), «Столетие войны в искусстве» (Музей политической истории России, 1999). Подготовил к публикации газету «Художественная воля» (совместно с Андреем Хлобыстиным, 1998), книги «Похищение Европы» и «Похищение разума» (совместно с Александром Медведевым, 1999), «Горизонты» (1999).
Тимур Новиков стал одной из главных фигур в истории альтернативного искусства 1980-1990-х годов. Причина кроется не только в том, что его персональная творческая траектория фактически определила развитие неофициальной ленинградской художественной сцены. Новиков, выступавший в качестве художника, педагога, актера, музыканта, исследователя и публициста, обладал даром объединять вокруг себя людей и был катализатором практически всех значимых событий в Ленинграде в этот период. Войдя в андеграундную среду в конце 1970-х годов, Тимур Новиков выбрал стилистику «ленинградской школы»: выполненные в неоэкспрессионистской манере пейзажи и портреты, отличающиеся темным колоритом и жесткими ломаными контурами, станут основой дальнейших пластических трансформаций. В начале 1980-х годов, живописная манера Тимура Новикова обогащается стилистикой «новой волны». Пришедшее из британской музыки явление попало в среде ленинградской неофициальной культуры на благодатную почву. Объединившиеся вокруг созданной Тимуром Новиковым галереи «АССА» «Новые художники», музыканты Виктор Цой и группа Сергея Курехина «Поп-механика», писатели и актеры, служившие самим воплощением энергии молодости и стремления к свободе, в полной мере воплотили синтетический характер этого международного явления: «АССА» стала легендарным местом проведения выставок, показов мод, концертов и вечеринок. Воспринимая любую свою деятельность как акт искусства, участники этого круга, всегда отделявшие себя от художников «ленинградской школы» старшего поколения, показательно отказались от традиционных станковых форм произведения, создавая композиции на любом доступном материале — полиэтилене, отрезе ткани, часто внедряя элементы коллажа. Масштабные композиции, многие из которых стали результатом совместного спонтанного творчества, могли одновременно служить и декорацией для концертов. Ответом на эти тенденции в собственном творчестве Новикова становится появление типа «текстильного коллажа» в середине 1980-х годов: минималистической композиции из двух сшитых полотнищ ткани с лаконичными изображениями и надписями, нанесенными по трафарету. Образы, сведенные к знаку, напоминают своей притягательной выразительностью об искусстве архаики, а решение пространства отсылает к символике авангарда. В конце 1980-х Новиков формулирует идеологию «неоакадемизма», ставшего сложносочиненным симуляционистским проектом, «реанимирующим» не только классицистическую эстетику, но и академическую систему воспитания, воплотившуюся в созданной художником «Новой Академии Всеческих Искусств». Как и любое начинание Новикова, неоакадемическое движение найдет массу последователей, для многих из которых оно не утратило актуальности по сей день. Смена эстетической парадигмы затронет и «текстильные коллажи» художника: набивные ткани сменит шелк, парча и бархат, в которых появятся репродукции и фотографии классических образов или героев прошлого (например, Оскара Уайльда), расшитые камнями наподобие драгоценного украшения.