Одна из главных фигур в истории современного русского искусства, представитель московского концептуализма. Многообразие творчества Ирины Наховой предопределило вектор развития целого ряда практик современного художественного процесса. Благодаря матери, работавшей в издателе «Детгиз», Нахова попала в мастерскую Виктора Пивоварова, познакомившего ее с со многими художниками круга московского концептуализма. В 1972–1978 годах училась в Московском полиграфическом институте (кафедра графического дизайна). В 1970–1980-е годы работала художником книги (опубликовано более пятидесяти изданий). С 1983 года принимала участие в акциях группы «Коллективные действия». С 1986 года — член книжной секции Московского союза художников. Входила в объединение «Клуб авангардистов» (КЛАВА, 1987). В 1991 году эмигрировала в США. С 1994 года и по настоящее время преподает живопись в различных европейских и американских университетах. В 2015 году выступила с персональным проектом «Зеленый павильон» на 56-й Венецианской биеннале современного искусства. Живет и работает в Москве и Нью-Джерси.
Формирование собственного творческого языка Ирины Наховой прошло в окружении художников московского концептуального круга: ещё во время учебы в старших классах Ира Нахова попала под обаяние живописи Виктора Пивоварова, выбрав его себе в наставники. В ближайшем дружеском и профессиональном кругу художницы оказались Андрей Монастырский, Лев Рубинштейн, Георгий Кизевальтер, Никита Алексеев; поэтические чтения, домашние показы и обсуждения работ, философские дискуссии стали питательной средой, в которой прошел период ее творческого взросления. В поле московского концептуализма Ирина Нахова стала одним из немногих художников, не порвавших с традиционными видами искусства. Напротив, Нахова сделала живопись и способом познания окружающей действительности, и предметом концептуалистского анализа. Начиная с середины 1970-х годов художница создает живописные композиции и циклы, одним из источников для которых послужило искусство раннего Возрождения. Привычная структура выстроенного по классическим законам произведения деконструируется, в результате чего перспективное пространство композиций обособляется и становится знаком. Знаки могут создавать множество комбинаций, чему способствует и частое обращение автора к созданию серий или многочастных составных композиций, среди которых — «Подмена» (1976), «Плафон: Времена Года» (1979), Алфавит (1981) и др. В период с 1983 по 1987 год в пространстве своей комнаты в квартире на Малой Грузинской улице в Москве Ириной Наховой был реализован уникальный проект — художница представила пять версий инсталляции «Комнаты», ставшей первым в истории русского искусства опытом работы в этом жанре. Именно «Комнаты» оказали большое влияние на сложение типа тотальной инсталляции в практике Ильи Кабакова. Примечательно, что трансформация жилой комнаты происходит методом, аналогичным выстраиванию живописного пространства: размещенные на стенах или предметах обстановки изобразительные элементы организуют новую «систему координат», меняя привычные соотношения и дезориентируя находящегося внутри «Комнаты» зрителя. «В центре моих изысканий, — пишет сама художница, — интерес к пространству в целом, как к теме, не только к визуальному, но и интеллектуальному, ментальному, психологическому и физическому пространствам, их многозначности». Впоследствии эта игра с переживанием пространства будет многократно усложнена благодаря многообразию средств, которые войдут в арсенал Ирины Наховой: аудио и видео, использование тактильных элементов, подвижные механизмы, вступающие во взаимодействие со зрителем — все это позволяет активировать чувственное восприятие смотрящего. Снятие дистанции между зрителем и произведением позволило Наховой моделировать «идеальное пространство», находящееся в сознании зрителя, в противоположность реальному и иллюзорному. Это «третье пространство» возникает, по словам художницы, в момент, когда происходит совмещение визуального восприятия с интеллектуальным и эмоциональным опытом зрителя под воздействием произведения искусства. Прямое обращение к зрителю позволяет Ирине Наховой вести разговор о сложных темах — исторической памяти, травме, гендерном неравенстве, уязвимости и незащищенности человека, совмещая в пространстве своих работ как отсылки к культуре далеких эпох, от классической Греции до Возрождения, так и предметы и образы повседневной жизни и масс-медиа.