Художник, с именем которого связано зарождение и эволюция концептуализма в советском неофициальном искусстве. Поэт, философ, писатель, автор работ по теории современного искусства. Андрей Монастырский родился в пос. Печенга Мурманской области. Окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в 1980 году. В 1973 году начинает создавать первые поэтические и музыкальные экспериментальные произведения. С 1976 года выступает основателем группы «Коллективные действия», в которую входили Никита Алексеев, Николай Панитков, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Георгий Кизевальтер, Сергей Ромашко и др. Принимал участие в выставках неформальных художественных объединений, в том числе галереи APTART (1982) и «Клуба авангардистов» (КЛАВА, 1987). Участник важнейших для истории современного искусства международных выставочных проектов, в том числе: Венецианской биеннале (1977, 2003, 2007, 2011 — совместный с группой «Коллективные действия» проект «Пустые зоны» и инсталляция «11» в павильоне России), 12-я выставка Documenta (Кассель, 2007). Монастырский является автором сборника «Словарь терминов московской концептуальной школы» (1999), нескольких поэтических сборников, автобиографического романа «Каширское шоссе» (1987), автором-составителем большинства томов документации акций группы «Коллективные действия» «Поездки за город». С 1981 по 1990 год занимался составлением пяти выпусков Московского архива нового искусства (МАНИ).
Художник, поэт, философ, теоретик современного искусства — многообразие личных практик Андрея Монастырского так же важно, как и его способность объединять вокруг себя коллег для совместной творческой деятельности. Фигура Монастырского обладает бесспорным влиянием в профессиональной среде. Андрей Монастырский является одним из родоначальников московского концептуализма: направления, определяющего своеобразие русского альтернативного искусства второй половины ХХ века в контексте международного художественного процесса. В сферу неофициального искусства Монастырский вошел как поэт в начале 1970-х годов: начав с опытов в духе сюрреалистической поэзии, будущий художник постепенно перейдет к исследованию структуры текста («Атлас», 1975) и созданию произведений в жанре визуальной поэзии. В тот же период Монастырский по публикациям в западных журналах получает представление о работах художников концептуального искусства Вито Аккончи, Криса Бердена, Майкла Крейг-Мартина, а также начинает увлекаться музыкальными экспериментами авангардного композитора и участника группы «Флюксус» Джона Кейджа, которого называет своим учителем. Другим учителем Монастырский считает Илью Кабакова, знакомство с которым произойдет в 1973 году. Сферой интереса художника становятся парадоксы взаимодействия между визуальной, тактильной и речевой информацией, где оппозиция изображения и текста является лишь частным случаем. Результатом этих экспериментов становятся абсурдистские объекты, принадлежащие серии «Элементарная поэзия» (1975−1983; «Куча», «Пушка», оба 1975; «Палец», 1977) — предметы, подразумевающие взаимодействие со зрителем, для которых художник использует определение «акционный объект». В 1976 году Андрей Монастырский создает художественную группу «Коллективные действия». В деятельности группы сформировался особый «жанр» концептуальной художественной практики — «поездки за город» (определение, сформулированное в 1979 году Монастырским и Кабаковым). В отличие от западного акционизма, где в основе преобладала метафорика тела, ставшего базовой инстанцией перформансов Алана Капроу, Вито Аккончи и др., основными эстетическими полями, на которых разыгрывались сценарии акций КД, были природные пространства Подмосковья и «внутреннее пространство» сознания участников, которым предлагались различные «квесты» по интерпретации заданной игровой среды. Группа КД практиковала не столько «телесные», сколько ментальные перформансы, что стало «фирменным знаком» этой ветви московского концептуализма. В качестве лейтмотива сценариев для акций группы, ставших основным видом ее творческой практики, Андрей Монастырский часто использует прием внутренней абсурдизации как алгоритм построения сюжетного действия. Особую роль здесь сыграло его увлечение восточной «дзенской» философией, в рамках которой появится важное для эстетики группы понятие т.н. «пустого действия».