Сергей МИРОНенко
р. 1959
Художник, графический дизайнер, автор объектов и инсталляций. Родился в Москве. В 1966 году поступил во французскую спецшколу, познакомился со Свеном Гундлахом, ставшим ближайшим другом и коллегой художника. В 1978 году вместе с братом Владимиром Мироненко стал одним из участников группы «Мухомор». В 1981 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1980-е годы активно принимал участие в выставках квартирной галереи «АПТ-АРТ». В 1984 году группа внезапно прекратила свое существование, а все ее участники, кроме освобожденных по состоянию здоровья Сергея Мироненко и Алексея Каменского, были отправлены в армию. Тогда же Сергей Мироненко начал работать главным художником в драмтеатре Воркуты. Как вспоминает автор: «Меня вызывали в КГБ, грозили: "Смотри, работай в Воркуте, иначе поедешь в столыпине (столыпинском вагоне. — Прим.), как все зэки". Наверное, мы подтачивали основы советской системы, над святым смеялись, вот и поплатились». С 1987 года — член Клуба Авангардистов. С конца 1980-х, анализируя происходящие в стране изменения, начинает заниматься политическим искусством. В 1988 году во время разворачивающейся кампании первых президентских выборов Сергей Мироненко предложил себя в качестве «первого свободного кандидата в президенты СССР», выступив под лозунгом «Сволочи, во что страну превратили!». Как говорил журналистам художник: «Мой оппонент — Михаил Сергеевич Горбачев. Объявил гласность и плюрализм мнений? Теперь отвечай! Почувствуй конкуренцию. Я художник, у меня нет партии, я иду просто так. Хочу дебаты с Горбачевым». В 1996 году начал работать непосредственно внутри политической системы, вступив в предвыборный штаб Бориса Ельцина. В то же время учреждает агентство, занимающееся музейным строительством. В настоящее время продолжает заниматься искусством. Живет и работает в Москве.

Сергей Мироненко с особой иронией препарирует в своих работах советские идеологические символы. Прибегая к классическим приемам соц-арта, он исследует их жизнеспособность в эпоху зарождения новой страны, а также сам статус художника, фигуру героя нового времени. «Я ни во что не верил лет с 14−15, со школьного возраста, для меня все было понятно, и мы смеялись над советской властью. Смеялись, смеялись, и вот, наконец, стало смеяться над ней и все общество. Или смеяться, или ужасаться, но, в любом случае, как-то критически к этому относиться», — вспоминает автор. Этим же идеям соответствуют остросоциальные, полемизирующие с официальными властями проекты художника, созданные во время Перестройки.
Фото: архив коллекции Антона Козлова
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ ЗА АВАНГАРД С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
работы в коллекции
Error get alias