владислав мамышев-монро
1969-2013
Художник, перформер, актер. Родился в Санкт-Петербурге. В 1987−1989 годах проходил срочную службу в Советской армии на космодроме Байконур, с которой был комиссован до окончания официального срока службы. В 1989 году познакомился с Тимуром Новиковым. «Жизнь моя приобрела какой-то смысл, теперь я знал, для чего и для кого жить. Тимур оказался волшебным художником — возле его полотен я мог стоять часами, мог без устали любоваться его плывущими Аврорами, летящими самолетами и т. д. По началу я испытывал чувство обморока от трепета перед этим человеком, но со временем я стал привыкать к своей новой жизни, к доброму к себе отношению. Выражаясь образно, Тимур Петрович Новиков явился мне отцом и матерью одновременно», — так вспоминал знакомство с Новиковым Мамышев-Монро в своей автобиографии. В 1990 году создает первый вариант серии «Политбюро». В 1995 году переезжает в Москву. В 1997 году в Русском музее прошла персональная выставка художника «Русские вопросы». В 2003 принял участие в выставке «Москва — Berlin / Берлин — Moskau, 1950−2000» в Берлине. В 2007 году стал лауреатом премии Кандинского в номинации «Медиа-арт-проект года» за фильм «Волга-Волга». 16 марта 2013 трагически погиб на острове Бали, Индонезия.

Владислав Мамышев-Монро — воплощение духа перемен, который привносит в культуру ход истории. Смена эпох в конце 1980-х породила радикальный раскол в обществе и внутри каждого человека. Кто-то выбрал одну сторону, кто-то другую, а кто-то, как Мамышев-Монро, увидел в самом существовании этого выбора безграничные возможности для себя и своего искусства. Одна из ранних работ, представляющая раскрашенные портреты членов Политбюро, воплощает переход от зажатых в рамках нормативной советской культуры образов к полной творческой свободе и эксперименту. Методы работы с готовыми изображениями позже дополняются расцарапыванием фотографий. Техника расцарапывания в работах из серии «В каждой зверушке Монро» вносит мутации в структуру визуального образа, порождая нечто, что невозможно приписать ни к одному из существующих видов искусства. В 1989 году появляется образ Мерилин Монро, первый в череде известных персонажей художника. Также как Гоголь верил, что спасение его собственной души зависит от его творчества, Мамышев-Монро считал, что те, в чей образ он входит, влияют на его судьбу. Художник по свидетельствам современников не разделял жизнь и искусство. Помимо узнаваемых образов у Мамышева-Монро существуют персонажи неясного происхождения, в частности в ролях в «Пиратском телевидении», или откровенные симулякры как в работе «Барби». Симуляция, создаваемая художником, не прикидывается правдой, в отличие от образов, создаваемых СМИ, но спорит с ними и передразнивает их. Во второй половине нулевых Мамышев-Монро передразнивает дискурс власти, показывая ее театральность. Фильм «Волга-волга» с Монро в главной роли обнажает пропагандистское содержание соцреалистического оригинала, видео «Кафе Элефант» иронизирует над недостижимым совершенством советских разведчиков в кинематографе, серия «Россия, которую мы потеряли» — над образом прекрасного прошлого, спектакль «Полоний» — настоящего. В своем творчестве Мамышев-Монро утверждает сходство, не опираясь ни на какие основания, что стало основой метода, называемого художником инсинуационизмом. Непонятно откуда берущееся сходство удивляет тем больше, чем меньше сил было вложено художником в создание «реалистического» образа, примером чего могут служить работы для выставки «Старз», которые создавались «на коленке» из подручных материалов. Искусство веками внушало веру, создавая ощущение сходства скульптурных изображений правителей с богами, которых никто не видел или, позже, сходства живописных образов с реальностью. Искусство предшествовало власти в современном ее понимании, и оно способно на большее, чем создание богоподобных образов. Искусство помогает людям увидеть, как они похожи: каждый может почувствовать себя Пушкиным, Монро, Петром I, или просто другим человеком, найдя свои непредсказуемые основания для сходства, как это делал художник.
Фото: Фонд Владислава Мамышева-Монро
Текст: Александр Журавлев
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О СЕРИИ ПОЛИТБЮРО /
СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
работы в коллекции
Error get alias