игорь макаревич
р. 1943
Советский и российский художник, фотограф, один из ключевых представителей московского концептуализма. Родился в Грузии в семье архитектора, будущего начальника Главного архитектурного управления Москвы. Учился в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. Увлечение фотографией, одним из основных медиумов автора, проявилось еще до поступления на художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Став в 1970 году членом Московского отделения Союза художников СССР, Игорь Макаревич на протяжении многих лет работал в различных областях изобразительного искусства: по стопам Ильи Кабакова и Эрика Булатова пробовал себя в роли иллюстратора, а позже и художника-монументалиста, выполняя государственные заказы — росписи в зданиях посольств и правительственных резиденциях. Наработанный опыт использования эстетики соцреализма будет перенесен им в свою станковую живопись 1980-х годов. Одной из первых работ Макаревича в поле современного искусства стала инсталляция «Передвижная галерея русских художни­ков», в которой в гипсе и с помощью фотографии были увековечены отпечатки пальцев ключевых представителей неофициального искусства. В то время большое влияние на него оказало общение с Риммой и Валерием Герловиными, которые олицетворяли для художника само понятие «концептуализм». Именно они познакомили его с Андреем Монастырским, и уже с 1979 года Игорь Макаревич начинает участвовать в акциях группы «Коллективные действия», а также фотодокументировать их. С 1990 года работал в творческом дуэте с женой Еленой Елагиной. Их первым совместным проектом стала «Закрытая рыбная выставка» — реконструкция одноименной соцреалистической выставки 1935 года. Вместе художники подготовили более 50 персональных выставок, среди которых — выставки в Государственной Третьяковской галерее и Венском Kunsthistorisches Museum. В 2009 году Макаревич и Елагина приняли участие в Основном проекте 53-й Венецианской биеннале. В 2011 участвовали в выставке «Пустые зоны. Андрей Монастырский и Коллективные действия» в Павильоне России на 54-й Венецианской биеннале. В 2020 году в Московском музее современного искусства была проведена крупная ретроспективная выставка художников. В настоящее время живет и работает в Москве.

Исследование советской действительности через мифы и квазинаучные теории — один из важных авторских приемов Игоря Макаревича: так, например, им была создана и задокументирована биография Николая Борисова — бухгалтера, убежденного, что он сделан из дерева и стремящегося чувственно и физически соединиться с природой. Именно этот персонаж дал жизнь серии полотен с изображением Буратино и феномену персонажности в работах дуэта Макаревич-Елагина. Эксперименты же с идеологическим искусством и идеологией как таковой были инспирированы опытом работы в официальной советской культуре. Перерабатывая такие диаметрально противоположные явления как авангард и соцреализм, автор не противопоставляет их друг другу, но создает новое пространство для диалога в рамках отечественной культуры ХХ века, заставляя супрематические фигуры проступать среди утопических сезанистских пейзажей. Интересно наблюдать за тем, как трансформировался авторский метод на протяжении десятилетий. В 1970-х особое внимание автор уделяет портретному жанру, но не автопортрету как таковому, а скорее личности и ее трансцендентности: он замуровывает собственное лицо, заливает его гипсом, разбивает и склеивает, трансформируя живое в неживое, превращая себя в объект искусства. В 1980-х создает знаковую серию инсталляционных работ-посвящений трем художникам: Ивану Чуйкову, Илье Кабакову и Эрику Булатову, а в 1990-х — серию темной пастозной живописи с проступающими из глубины фона надписями как результат рефлексии на происходящие события в стране.
Фото: архив коллекции Антона Козлова
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О СЕРИИ ТОРЖЕСТВО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
работы в коллекции
Error get alias