юрий лейдерман
р. 1963
Художник, писатель, режиссер, поэт, один из ключевых представителей Одесского неофициального искусства. Родился в Одессе. В 1980 году переезжает в Москву, однако, часто бывает в Одессе, где в 1981 знакомится с Сергеем Ануфриевым и уже спустя год начинает принимать участие в неофициальных художественных выставках как в Москве, так и в Одессе. В 1983 году художник познакомился с Андреем Монастырским. Лейдерман вспоминает: «…попал целиком под его обаяние. И с тех пор выверял жизнь по тому, что он говорит… Центром мира для меня была квартира Монастырского». В конце 1980-х принимает участие в акциях группы «Коллективные действия». В 1987 году окончил Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева. В этом же году совместно с Павлом Пепперштейном и Сергеем Ануфриевым основал группу Инспекция «Медицинская герменевтика». В 1987–1991 годах принимал участие в пяти выставках «Клуба авангардистов». В 1991 году покинул группу, решив сосредоточиться на индивидуальных проектах. С конца 2000-х годов Лейдерман отходит от концептуальной практики и уже в 2012 году начинает заниматься близкой к экспрессионизму живописью. «То, что творится у меня в голове… вообще возвращает меня к тому времени, когда я не был знаком с Монастырским и московским концептуализмом, каким-то вещам, которые я чувствую как глубинно активно свои, к которым я пытался пробиться». В настоящее время живет и работает в Берлине.

Синтезировав традицию Одесского и Московского концептуализма, Юрий Лейдерман в своих работах совмещает ироничность и абсурдизм с текстово-визуальными интерпретациями, характерными для работ таких художников, как Илья Кабаков и Андрей Монастырский. Позднее эта иррациональность обогатится психоделической практикой, не нуждающейся в выявлении взаимосвязи между образом и комментирующим его текстом. Такой подход воплотился в различных авторских практиках: от литературных сочинений до живописи и экспериментального кинематографа. «Зритель лишь вовлекается в игру, где его понятийные усилия раз за разом опрокидываются в пустоту, подобно знаменитому дзен-буддистскому „хлопку одной ладонью“», — говорит автор.
Фото: Юрий Лейдерман
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ ГРЕНЛАНДИЯ
работы в коллекции
Error get alias