Дмитрий краснопевцев
1925–1995
Художник, представитель советского неофициального искусства. Детство провел в Москве в районе Остоженки. Ярким детским воспоминанием Краснопевцева стали обнаруженные при прокладывании метро различные древние артефакты: глиняные черепки, украшения, черепа животных. Проступая из небытия, они словно вскрывали присутствие древнего мира в современности, а позже стали главными героями картин художника. В 1941 году поступил в Московское художественное училище на отделение сценографии, где его учителем был Антон Чирков, который, в свою очередь, обучался у Ильи Машкова и Александра Осмеркина — известных представителей художественного объединения «Бубновый валет». В 1942 году, еще будучи студентом, Дмитрий Краснопевцев был отправлен на службу в армию на Дальний Восток. Вернувшись, он продолжил обучение, а позже поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, который окончил в 1955 году. В это же время начинает работать художником в «Рекламфильме», где занимается созданием афиш и плакатов. Уже в конце 1950-1960-х годов своим основным жанром художник выбирает натюрморт, объединяющий в себе черты символизма, сюрреализма и метафизики. В 1962 году прошла первая персональная выставка художника в квартире пианиста и коллекционера Святослава Рихтера. В 1975 году принимал участие в выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в Москве. В 1976 году Краснопевцев был принят в Горком графиков, в 1982 — в Союз художников СССР. После того, как в журнале «Life» был опубликован один из натюрмортов Дмитрия Краснопевцева, художник был подвергнут критике советскими искусствоведами, обвинен в формализме и исключен из Союза художников. В начале 1990-х крупнейшие музеи мира стали приобретать в свои коллекции произведения художника. В 1992 году прошла крупная персональная выставка в Центральном доме художника в Москве.

Картины Краснопевцева фиксируют безвременье и отражают вечность как таковую. «Произведение искусства смертно, материал, в котором оно воплощено, будь то камень или бумага, дерево, бронза или холст, уничтожим. Но сама идея, предмет произведения, то, что отражено и изображено в нем, должно быть выше времени и изменений, должно быть незыблемым, вечным, не подверженным смерти и уничтожению», говорил художник. В своих композициях Краснопевцев обособляется и от традиционных пространственных построений. С помощью разнообразных вещественных артефактов он устанавливал свой гармоничный миропорядок, основанный на выверенной композиции, музыкальной ритмичности и упорядоченности всех элементов. Автор окружил свою жизнь различными старинными предметами, воспроизводя их по памяти в своих работах, никогда не копируя с натуры, но создавая собственные метафизичные образы этих артефактов.
Фото: Игорь Пальмин
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О НАТЮРМОРТe С КНИГАМИ И КИСТЬЮ, ЛЕЖАЩИМИ НА СТВОЛАХ
работы в коллекции
Error get alias