виталий комар /
александр меламид
совместно 1972–2003
Творческий дуэт художников, выдающихся представителей соц-арта. Познакомились в 1963 году во время учебы в Московском художественно-промышленном училище им. Строганова. Окончив его в 1967 году, стали преподавать в школе и подрабатывать художниками-оформителями. В том же 1967 году будущие соавторы участвовали в однодневной выставке в кафе «Синяя птица». Точкой отсчета в истории арт-группы принято считать 1972 год, когда во время росписи пионерского лагеря под Москвой художникам пришла в голову идея, что официальный стиль господствующей идеологии нуждается в переосмыслении. Виталий Комар вспоминает: «Мы обсуждали, как назвать: «сов-арт» — советское искусство, или «ком-арт» — коммунистическое искусство. Алик сразу сказал: «ком-арт» — это слишком похоже на твою семью». В общем, мы остановились на соц-арте». В это же время Комар и Меламид пишут «Манифест соц-арта». Его пункты постулировали: «Соц-арт — это отрицание, что духовная жизнь индивидуальна. Она государственная и общественная собственность… Соц-арт — это столкновение между стилями, подразумевающими определенную тему, и темой, противоречащей этому стилю». В подобном ироничном ключе они описывали свойства, которые позже легли в основу художественного направления. Сам феномен соавторства отвечал основному принципу полиязычности — диалоговости стилей, культурных кодов и исторических эпох. С этого времени художники начали подписывать работы двойной фамилией, независимо от авторства. В 1974 году Комар и Меламид участвовали в «Бульдозерной выставке», после которой эмигрировали сначала в Израиль, а потом в Америку. Известность на Западе им приносит серия полотен «Ностальгия по социалистическому реализму», а также акция «Продажа душ. Первая беспошлинная торговля между США и СССР». В 1987 году стали первыми советскими художниками, участвовавшими в «Documenta» в Касселе. В 1999 году художники участвовали в Венецианской биеннале. В 2003 году из-за внутренних противоречий дуэт распался.

«Что значит для художника делать «плохое» искусство? Вы просто дискредитируете себя как профессионала, и намеренно это происходит или нет, в момент создания различить практически невозможно. Соц-арт тем и известен, что это плохое искусство. Они вышли за рамки профессиональных ценностей, и за этими рамками производят некоторые предметы, которые внешне напоминают искусство, но им не являются по нормам того времени. И именно плохое искусство это и подчеркивает, отсюда жест «как бы», это как бы искусство, как бы художество, и они как художники. Они люди, которые хотят манипулировать общественным сознанием и его менять, их  задачи  — не трансформировать искусство, а трансформировать сознание» (Андрей Ерофеев).
Фото: Игорь Макаревич
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ ИДЕАЛЬНЫЙ ЛОЗУНГ
работы в коллекции
Error get alias