петр кирюша
р. 1978
Современный художник. Родился в Душанбе. В 1980 году переехал в Ригу. В 2005 году окончил Высшую академическую школу графического дизайна. В 2008 году участвовал в молодежной биеннале «Стой! Кто идет?». В 2012 году окончил Институт Проблем Современного Искусства. В 2013 году участвовал в специальной программе 5-й Московской международной биеннале современного искусства, в 2014 — в параллельной программе Манифеста 10. В настоящее время живет и работает в Риге.

Творчество Петра Кирюши показывает, как художник может расширять границы собственной свободы. Направление этого расширения может быть практически любым. В ранних работах, напоминающих гербы, в одном рисунке смешиваются несколько техник и стилей. Мутации техники и стиля напоминают химеризм животных. В одном существе «живет» множество, и сам автор становится одним из таких существ. Индивидуальная свобода здесь — это не следование своей природе, а возможность ее изменить, не формирование узнаваемого стиля, который позволяет идентифицировать творчество художника, а выход за пределы всякой идентификации, без чего развитие невозможно. В работах из проекта «Blowup» невозможно идентифицировать, какому целому принадлежат фрагменты. Границы фрагментов вибрируют благодаря наложению множества полупрозрачных мазков, слегка отличающихся по цвету от фигуры или фона. Если рождающиеся из живописного хаоса мазков фигуры все же складываются в узнаваемый образ, то этот образ не является ни репрезентативным, ни абстрактным — художественный язык Кирюши существует за пределами конвенциональной изобразительности, которая могла бы наделить изображение качеством правдоподобия. Образы в работах Кирюши формируют пестрое множество — людей, животных, предметов, символов, политических и социальных отношений, повседневной жизни. Отказ от программы в творчестве — это еще один способ обрести свободу. Одна выставка может быть посвящена актуальным политическим вопросам, другая — формальным поискам. Ощущение неуверенности в завтрашнем дне, прекарности, преследующее свободное творчество в современном мире, порождает неуверенность в необходимости искусства (нужно ли оно вообще кому-нибудь?), в частности, того или иного жеста, мазка, линии. Состояние неуверенности предполагает одновременное существование большого количества вариантов как делать искусство. Выбор между этими вариантами по большей части — дело случая. Искусство Кирюши — искусство без необходимости. Отсутствие необходимости в искусстве — необходимое условие его свободы. В работах из серии «Сломанный куст» мерцающий контур охватывает часть пространства, сужается, исчезает и появляется вновь. Множество полупрозрачных слоев хранят историю его расширений и сжатий. Свобода здесь — не в бесконечном захвате пространства холста, а в сохранении возможности что-то поправить, написать картину по-другому. Через перекрашивание холста художник выстраивает собственные отношения с хаосом как с пространством возможностей. В течение долгого времени Кирюша ведет дневник в виде скетч-бука и отдельных листов, записи или зарисовки в котором напоминают посты в социальных медиа. Художественный язык меняется от страницы к странице, также как и темы изображений. Дневник часто воспринимается как свидетельство существования чего-либо: событий, которые в нем описаны или, как минимум, самого автора. Дневник Кирюши — это книга перемен, которые происходят с тем, кто рисует и с тем, что рисуется. Существование — это не жизнь. Жизнь — это изменчивость, возможность быть разным.
Фото: Петр Кирюша
Текст: Александр Журавлев
работы в коллекции
Error get alias