Художник, теоретик искусства, ключевой представитель московского концептуализма. Родился в Днепропетровске. В 1943 году поступил в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В 1945 году перевелся в Московскую среднюю художественную школу. В 1951−1957 годах учился в МГХИ им. В. И. Сурикова. В 1957 году начал заниматься книжной иллюстрацией; за 30 лет работы художником книги оформил около 150-ти книг. Сотрудничал с журналами «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки» и издательством «Детгиз». Параллельно с официальной деятельностью Кабаков начинает заниматься собственной художественной практикой, вскоре став одним из лидеров нонконформистской среды. В конце 1960-х начинает увлекаться философией и эстетикой монохромного белого пространства. Одновременно с этим в работах Кабакова появляется текст, сперва как вспомогательный прием, затем — как полноценный, а иногда и главный персонаж. В конце 1970-х обращается к созданию вымышленных персонажей-художников, от лица которых ведет диалог со зрителем. В 1980-е годы начинает разрабатывать теорию «тотальной инсталляции». В конце 1980-х годов Кабаков эмигрировал в США. С 1989 года работал в соавторстве с женой Эмилией Кабаковой.
По мнению Андрея Монастырского, именно с творчества Ильи Кабакова, в частности, с работы «Ответы экспериментальной группы», начинается история московского концептуализма. Эта работа во многом положила основу последующему тесному переплетению текста и изображения в практиках московских концептуалистов. Часто текст мог быть единственным действующим лицом в пространстве произведения, показывая, как художественный образ может возникать только через словесный комментарий. Отвечают этой идее и созданные в 1970–1976 годах альбомы «10 персонажей», ставшие одним из важнейших этапов творчества Кабакова и истории московского концептуализма в целом. Сделав необходимым условием для просмотра альбомов их постраничное, медитативное и торжественное перелистывание в своей мастерской, Кабаков интегрировал перформативную практику в традиционную работу с графикой. Тем самым он произвел акт отчуждения привычного разделения на медиумы. Истории героев цикла «Десять персонажей» заканчивались их полным исчезновением, что могло свидетельствовать не только о всепоглощающей силе пустоты, особенно важной для московского концептуализма категории, но и о потенциальной возможности убежать от невыносимости почти каторжной реальности. Квинтэссенцией таких условий для Кабакова была коммунальная квартира: «Коммуналка является хорошей метафорой для советской жизни, потому что жить в ней нельзя, но и жить иначе тоже нельзя, потому что из коммуналки выехать практически невозможно. Вот эта комбинация — так жить нельзя, но и иначе жить тоже нельзя — хорошо описывает советскую ситуацию в целом. Остальные формы советской жизни (в том числе, например, лагерь) являются лишь различными вариантами коммуналки». Методом воспроизведения ее условий Илья Кабаков выбрал тотальные инсталляции, что является наиболее логичным продолжением феномена тотальности самой коммунальной квартиры, исключающей любую самость в угоду физическому и моральному контролю, а также распределению социальных ролей.