ИВАН ГОРШКОВ
р. 1986
Современный художник, автор объектов и инсталляций, скульптор. Родился в 1986 году в Воронеже. С 2003 по 2006 год был участником художественной группировки «ПИ» («Пограничные исследования»), в которую также входили Николай Алексеев, Илья Долгов, Арсений Жиляев, Александр Синозерский и Мария Чехонадских. В 2008 году Горшков окончил художественное отделение Воронежского государственного педагогического университета. Тогда же вместе с художниками Николаем Алексеевым, Ильей Долговым и Арсением Жиляевым стал соучредителем Воронежского центра современного искусства. С 2006 года Иван Горшков активно участвует в выставках: персональные выставки художника проходят в Москве (2019, Московский музей современного искусства), Санкт-Петербурге (2017, 2021, галерея Марины Гисич), Перми (2018, ПЕРММ), Берлине (2015, Diehl CUBE), Париже (2011, Galerie l'Aleatoire). В 2014 году работа Горшкова экспонировалась на выставке «Поколение СТАРТ», проходившей в рамках проекта «Манифеста 10» (Санкт-Петербург). В 2017 году Иван Горшков был объявлен «Художником года» международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В 2020 году художник стал лауреатом премии «Инновация» в номинации «Художник года» и номинантом «Премии Кандинского». Трижды стипендиат программы поддержки молодых художников Музея современного искусства «Гараж». Живет и работает в Воронеже.

Иван Горшков, один из самых активных художников современной российской арт-сцены, заявил о себе в середине 2000-х годов как один из лидеров так называемой «воронежской волны» — яркого явления в современных искусствах, объединившего творчество воронежских актуальных художников — Ильи Долгова, Арсения Жиляева, Николая Алексеева и других. В ряду произведений коллег, отличающихся подчеркнуто аналитическим подходом и отсутствием внешних эффектов, живопись и скульптурные объекты Ивана Горшкова выделяются благодаря яркому художественному языку, построенному на парадоксальных сочетаниях брутального материала и игровой эстетики. Художника заинтересовали возможности цифровых технологий, точнее, своего рода «слепая зона» — всевозможные ошибки изображения, эффект «битой» картинки, помехи, наложения и различные искажения (глитч). Способность ошибаться парадоксальным образом становится мостом между человеком и машиной, миром реальным и виртуальной средой. Действуя в пародийном ключе и старательно имитируя всевозможные сбои, художник как будто возвращает искусству импровизационность и спонтанность, доведенную до совершенства абстрактными экспрессионистами.
В конце 2000-х годов для воплощения этой темы Иван Горшков выбирает неожиданную технику — металл и сварку: скульптурные объекты, покрытые яркой эмалью, станут его визитной карточкой. Вскоре в арсенал художника войдет все многообразие медиа современного искусства, возможности которых в полной мере будут реализованы в показанном в 2016 году выставочном проекте «Фонтан всего», несколько залов которого были решены как тотальная инсталляция. В пределах вполне традиционного для современного искусства видового диапазона (живопись, объект, инсталляция) полем эксперимента для художника становится постоянная смена фокуса от предельного приближения к фактуре до максимального отдаления и балансирование на границе «высокого» стиля и почти хулиганского жеста. Так, мазок в живописной композиции при ближайшем рассмотрении может оказаться вклеенной «фотожабой», странные объекты-существа захватывают пространство выставочных залов и даже выходят за их пределы, став гигантским монументом, пристроившимся на крыше здания или притворившись парковым фонтаном.
Фото: Воронецкий и Бражникова
Текст: Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias