римма и валерий герловины
совместно с 1972
Римма (род. в 1951 году в Москве) и Валерий Герловины (род. в 1945 году во Владивостоке) — творческий и семейный дуэт художников-концептуалистов, работающих совместно с 1972 года. Авторы объектов, перформансов, альбомов, живописных и графических произведений, проектов художественных сред. Участники выставок неофициального искусства в Москве, в том числе в мастерской Леонида Сокова в 1976 году (совместно с Иваном Чуйковым, Сергеем Шаблавиным, Александром Юликовым и другими). В 1977 году фотодокументация перформанса «Зоо. Homo Sapiens» экспонировалась на так называемой «Биеннале диссидентов» («La nuova arte sovietica: una prospettiva non ufficiale») в Венеции. В 1978 году объекты из серии «Кубики» Риммы Герловиной были представлены на выставке «Материализация языка» на Венецианской биеннале. Авторы сборника «Russian Samizdat Art» (1986), книг «Концепты» (2012), «THOUGHT of THOUGHTS» (2016, 2017, 2019, 2021). Издатели журнала «Коллективная Ферма» (совместно с Вагричем Бахчаняном, 1981-1987). В 1979 году эмигрировали из СССР. С 1980 года живут и работают в Нью-Йорке, США.

Римма и Валерий Герловины — уникальное для истории советского неофициального искусства явление. Несмотря на то, что период их активной работы до отъезда из Советского Союза длился менее десяти лет, их влияние на художественный процесс оказалось определяющим и прослеживается до сих пор. Герловины стали фактически первыми художниками, осознанно применившими по отношению к своему творчеству понятия «концептуальный» (как обозначение направления работы) и «концепт» (определение произведения в видовой системе современного искусства). По словам Герловиных, в поиске ориентиров не существовало особой потребности: оба художника обладали буквально врожденным «мышлением концептами с его ментализированной и лаконичной эстетикой». Интерес Риммы, филолога-слависта по образованию, к игре со словом и комбинаторной поэзии, и убежденность Валерия, профессионального художника, в универсальности принципов изобразительного искусства оказались идеальной предпосылкой возникновения концептуалистских экспериментов, определивших своеобразие локального варианта этого международного направления. Определяя собственное место в спектре неофициального искусства 1970-х годов, Герловины подчеркивают свой преимущественный интерес к распознаванию архетипического в явлениях окружающей действительности в противоположность, например, художникам соц-арта, работающим с социально-политическим контекстом. Произведения самого раннего периода совместной работы художников с легкостью укладываются в рамки концептуалистской практики: серия «Приказы» (1972), монотипии (1973), объекты из детского металлического конструктора (1974) Валерия, книги-объекты, визуальная и полифоническая поэзия (1974–1982) и кубики (1974–1976) Риммы. Продолжая придерживаться выбранного художественного метода Герловины распространили его на широкий диапазон «жанров» своих совместных произведений. Кубопоэмы Риммы к 1975 году трансформируются в проекты синтетических объектов-сред, изданные художниками в виде книжечки с описаниями, заложенная в самой структуре кубика как манипулятивного объекта потребность в действии найдет продолжение в перформансах («Зоо — homo sapiens», «Голое платье», 1977), а фотодокументация серии перформансов «Зеркальная игра» (1977) станет началом более позднего самостоятельного типа концептуальной фотографии, в которой основой для манипуляций со словом или символикой знака становится их собственное лицо. Несмотря на то, что в границах ближнего круга Герловины были очень активны (мастерские Валерия в Столешниковом переулке и позднее квартира художников в Измайлово были постоянным местом встреч, обсуждений и поэтических чтений, в которых участвовали Лев Рубинштейн, Андрей Монастырский, Генрих Сапгир и другие), после переезда в США художники ведут достаточно замкнутый образ жизни, продолжая работать над сериями концептуальных фотопроектов («Фотоглифы», «Perhappiness», «Фоторельефы») и кубическими «организмами-скульптурами».
Фото: Римма и Валерий Герловины
Текст: Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias