ЕЛЕНА ЕЛАГИНА
1949–2022
Художница, представительница московского концептуализма. Родилась в Москве в семье ученой-химика и детского писателя, что повлияло на тематику многих работ Елагиной, в которых переплетается мифотворчество и наука. Детство в литературной среде вдохновит художницу, в частности, на переосмысление истории Елены Новиковой-Вашенцевой, которая превратилась из работницы в передовую пролетарскую писательницу. В 1967 году окончила Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В. И. Сурикова. Готовилась к поступлению в институт у Алисы Порет. Работала в мастерской Эрнста Неизвестного. Именно там Елагина впервые познакомилась с каталогами западного искусства, особенно впечатлившись работами Марселя Дюшана. В 1976 году окончила Орехово-Зуевский государственный педагогический институт, однако вскоре вернулась к художественной практике. В 1979  году стала участницей группы Коллективные действия, в 1987 — членом Клуба Авангардистов. С 1990 года работала в творческом дуэте с мужем Игорем Макаревичем: первым совместным проектом художников стала «Закрытая рыбная выставка» — реконструкция выставки 1935 года. В 2009 году художники приняли участие в Основном проекте 53-й Венецианской биеннале. В 2011 году Елагина участвовала в выставке «Пустые зоны. Андрей Монастырский и Коллективные действия» в Павильоне России на 54-й Венецианской биеннале. В 2020 году в Московском музее современного искусства была проведена крупная ретроспективная выставка художницы совместно с Игорем Макаревичем. Жила и работала в Москве.

Индивидуальная мифология Елены Елагиной включает в себя исследование исторической памяти, наследия авангарда, идей русского космизма и осколков оккультных или псевдонаучных теорий. Выявленные автором ошибки и парадоксы идеологической советской системы нашли воплощение в своеобразной галерее артефактов: записки и инструменты Ольги Лепешинской (ученой, для которой методом омоложения было помещение клетки в содовый раствор) или стенды с визуально угнетающей продукцией для советских детей. Работая с семантикой, Елена Елагина придумала термин «патетика среднего рода», тонко обыгрывая эффект высокой значимости явления, для определения которого используется прилагательное среднего рода. Примерами таких трансформаций могут служить работы «Высшее — адское», «Детское» или «Прекрасное». Елагина так характеризует данный метод: «Тавтологичность словесно-изобразительного ряда создает специфическое иллюзорное культурно-смысловое пространство. Внешняя структура объектов использует различные виды идеологических клише. С одной стороны, словесные стереотипы, материализуясь, могут приобретать отдельные осязаемые формы, а с другой  — утилитарные предметы приобретают статус глобального символа».
Фото: архив коллекции Антона Козлова
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ ВЫСШЕЕ-АДСКОЕ
работы в коллекции
Error get alias