Современный художник, писатель и поэт. Родился в 1964 году в Одессе, Украинская ССР. В 1985 году начал работать в Москве. В середине 1980-х годов Ануфриев принимал участие в выступлениях музыкальных групп «Поп-механика» и «Среднерусская возвышенность». В 1986 году становится председателем Клуба Авангардистов (КЛАВА), в 1987 году — одним из основателей группы «Инспекция Медицинская герменевтика» (совместно с Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом). В 1991 году Ануфриев вступает в группу «Облачная комиссия», в составе которой принимает участие в Венецианской Биеннале, в 1995 году становится сооснователем общества «Тарту». Соавтор романа «Мифогенная любовь каст» (совместно с Павлом Пепперштейном, 1999-2002). С 2010 года живет и работает в Одессе.
Сергей Ануфриев в начале 1980-х годов стал одним из тех художников, благодаря которым осуществлялся творческий ообмен между кругом московского концептуализма и одесскими художниками, творчество которых традиционно обозначают как «южнорусская волна», среди которых — Юрий Лейдерман, Леонид Войцехов, группа «Перцы», Игорь Чацкин, Лариса Резун-Звездочетова и многие другие. Ануфриев выбрал себе в учителя московских концептуалистов с самого начала твоей творческой деятельности, став главным проводником этого направления в Одессе. С середины 1980-х годов он активно включается в художественную жизнь Москвы, становясь участником практически всех значимых выставок и художественных объединений того времени, среди которых - галерея АПТАРТ и «Клуб авангардистов» (КЛАВА), а также сквот на Фурманном переулке, где в 1987 году Ануфриев совместно с Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом создают группу Инспекция «Медицинская герменевтика». Участники группы которые сразу попали в разряд «наследников по прямой» московской концептуальной школы, опирались на разработанную концептуалистами терминологию и методологию работы над художественным произведением, формируя свою собственную мифологию, частью которой стали элементы массовой культуры, религии и политические символы. «В это время мы с Лейдерманом совместно записали беседу, сделали такой перформанс, поскольку наша беседа была в каком-то смысле пародией на беседы "Коллективных действий", которые занимали уже тома. А потом с Пашей мы решили записывать беседы дальше и вообще формализовать эту тему. То есть сделать самоцелью то, что было для старших концептуалистов вспомогательным элементом», - описывает Ануфриев возникновение практик группы. Группа символично завершит свое существование 11 сентября 2001 года, после чего Ануфриев сосредоточится наконцепции нового направления, названного им «паттернизм». Паттернизм фокусируется на создании нарратива и последовательности повествования, заимствованных из кинематографа. В отличие от традиционного искусства, которое акцентирует внимание на форме и идее, паттернизм предполагает вовлечение зрителя, акцентируя внимание на содержательности и увлекательности повествования, превращая зрителя в активного участника процесса восприятия искусства.