евгений Антуфьев
р. 1986
Современный художник, автор объектов и инсталляций, графических работ. Родился в 1986 году в городе Кызыле. Окончил Институт проблем современного искусства в 2009 году. Победитель Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2009, проект «Когда искусство становится частью ландшафта»). Победитель патронской программы Cosmoscow — 2015. Участник крупных международных выставочных проектов, в том числе «Ostalgia» (2011, Новый Музей, Нью-Йорк, США), биеннале «Manifesta-11» (2016, Цюрих, Швейцария), «Manifesta-12» (2018, Палермо, Италия), «Metamorphosis. Art in Europe Now» (2019, Fondation Cartier, Париж, Франция).

С первого выставочного проекта, представленного художником в 2008 году на площадке молодого искусства «СТАРТ», Евгений Антуфьев обозначил сферу своего творческого интереса как последовательное и всестороннее исследование природы мифотворчества и ритуала. «Необъяснимость зримого и изолированность чуждого (того, что за дверью) требует объяснения», — говорит художник и находит инструмент познания этого феномена в «воспроизведении» образов неизвестного и пугающего. Отталкиваясь от знакомства с шаманскими обычаями Тувы, где он вырос, художник очень быстро расширяет свой «этнографический ареал», органической частью которого становятся и Древний Восток, и античность: погребальные обряды, магические ритуалы, суеверия и религиозные системы. Существуя вне жестких иерархий, легко перемещаясь от строгих религиозных канонов к почти детским обрядам, Антуфьев с кажущейся наивностью присваивает коды удаленных на одинаково неопределенные расстояния культур, сплетая из них ткань собственных детских страхов, переживаний и заблуждений. Предъявляя беглому взгляду зрителя набор материалов, напоминающий арсенал целителя неизвестного племени (метеоритное железо, волчьи зубы, порошок из костей дельфина), художник начинает игру, для участия в которой зрителю предстоит выполнить ряд условий: например, проявить смирение и надеть бахилы и колпак, как на выставке «Исследование материала: поглощение» (галерея «Regina», 2012) или преодолеть неприятие странных биоморфных объектов («Мифы моего детства», лофт-проект «Этажи», 2009). Часто работая в жанре выставки-интервенции, Антуфьев сопоставляет собственные произведения с археологическими находками или произведениями художников прошлого, которых также отличало особое отношение к метафизическим свойствам материала (как Дмитрий Краснопевцев или Сергей Коненков, проекты цикла «Когда искусство становится частью ландшафта»). При кажущемся абсолютном слиянии с артефактами прошлого «помехи» в объектах художника — мимикрирующая под мрамор самоклеящаяся пленка или неожиданная улыбка стекающей по маске слезы — напоминают зрителю об изощренной игре, в которую он оказался вовлечен.
Фото: архив коллекции Антона Козлова
Текст: Галина Шубина
работы в коллекции
Error get alias