ЮРИЙ АЛЬБЕРТ
р. 1959
Художник, теоретик искусства и педагог, один из ключевых представителей московского концептуализма, основатель Клуба Авангардистов (КлАва). Родился в Москве. В 14 лет попал в мастерскую Виталия Комара и Александра Меламида, где познакомился с  неофициальным искусством. Как позже вспоминал Альберт: «В этой мастерской я увидел нечто, полностью противоречащее моим представлениям, возмутившее меня до глубины души, но при этом очень мне понравившееся. Все мои (а на самом деле не мои, а общераспространенные) представления об искусстве доводились здесь до логического конца, подвергались глумливому и циничному препарированию, и в таком виде предъявлялись зрителю. Все, что представлялось невнятной, но возвышенной истиной, оказалось набором неочевидных и относительных условностей». В 1977-1980 годах учился в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина (художественно-графический факультет). В 1981 году впервые обратился к теме художественной апроприации в работе «Я не Джаспер Джонс», использовав манеру легендарной фигуры поп-арта. В 1983 году вступил в Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, являвшийся «островком творческой свободы» Москвы тех лет. В 1982-1984 годах активно участвовал в выставках APTART. В 1990 году переехал в Кельн. В 1992 году в Москве прошла персональная выставка «Юрий Альберт. Мама, смотри — художник!», положившая начало периоду активной выставочной деятельности Юрия Альберта в России и на Западе. В 2009 году вместе с Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым создает арт-группу «Купидон». В 2010 году участвует в выставке «Гласность: Советское неофициальное искусство 1980‑х» (Великобритания). В 2013 году в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка «Юрий Альберт / Екатерина Деготь. Что этим хотел сказать художник?». Живет и работает в Кельне.

Ироническое цитирование приемов выдающихся художников и их произведений, а также работа с позднесоветскими культурными кодами (иллюстрациями в журнале «Крокодил», типографскими шрифтами, схемами для вышивания, инструкциями и графиками) для Юрия Альберта становятся способом изучения категорий авторства, а также исследования моделей художественного высказывания и границ того, что конвенционально принято называть искусством.
При том немаловажную роль в определении этих границ он отводит зрителю, считая, что «…Искусство состоит из трех основных компонентов: автора, его произведения и зрителя. В какие-то эпохи, например классицизма, на первом месте стояло произведение… В эпоху романтизма или модерна на первое место выходит автор, создатель… В наше время, во всяком случае, для меня, центром этой триады является зритель. Если он решает, что это искусство — так оно и есть. Я просто создаю условия, где зритель вынужден это решать».
Фото: Юрий Альберт
Текст: Екатерина Литвинова
Youtube-канал «Пока все дома у антона»
О РАБОТЕ Я НЕ КАБАКОВ
работы в коллекции
Error get alias